Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
Модераторы: Aston, AB-Engine, Администраторы
- AB-Engine
- Гуру
- Сообщения: 20413
- Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
- Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
- Контактная информация:
Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
Короче, имеем машину FH12 с дизелем D12 выпуска 2002 года, пробег по прибору 900 тыщ, но не исключаем, что больше .
Водитель заметил, что моторчик шумновато работать как-то стал - и решил заехать на СТО клапана отрегулировать. После регулировки, с его слов, все стало отлично, но ненадолго - через 2500 км один из клапанов оборвался, и мотор естественно, почил .
Мы увидели такую картину :
в 5-м цилиндре оборваны 1 впускной и 1 выпускной клапаны :
У впускного клапана типичный хрупкий излом - поэтому не он сломался, а его сломали :
У выпускного излом как-то ближе к усталостному, поэтому похоже, что он и сломался :
Но сломался опять-таки не совсем сам, потому что на выпуске отломан направляющий стержень толкателя - да еще и место излома заполировано насмерть :
А излом направляющего стержня тоже зализан насмерть :
Что, нам представляется, совсем неспроста . Но это нам дизелисты лучше объяснят .
А еще клапанцы и седла у этого моторчика совсем неважные, изношены здорово, мягко говоря :
Что еще известно...
Поршень №5 побился сверху тарелками и даже раскололся .
Куски деталей пропрыгали в цилиндры №№ 4 и 6 и погнули там клапанцов немного .
Турбина, патрубки, интеркулер - абсолютно сухие .
Цилиндры практически не повредились и совершенно не имеют износа .
Топливо, масло - в норме, термояд от механикуса не выявлен . Кстати, где механикус? Может, видел кто?
Ну, и на всякий случай, для полной ясности, даем схему привода выпускных клапанцов в этом моторчике :
А теперь внимание - вопрос :
А имеет ли данная поломка какую связь с регулировкой клапанов, выполненной за 2500 км до поломки, и если да, то какую конкретно ? Или регулировка сама по себе, а поломка - сама и никак они не связаны?
То есть, расшифровываем - имеется ли в данной поломке некая цепочка событий , которая привела от регулировки к поломке, или это совершенно закономерно-случайный процесс, который мог быть не только через 2500 км после регулировки, но и через 25000 или даже за 2500 или за 25000 км до регулировки - в совершенно одинаковой вероятностной степени?
Что там наши дизелисты - объяснят?
Водитель заметил, что моторчик шумновато работать как-то стал - и решил заехать на СТО клапана отрегулировать. После регулировки, с его слов, все стало отлично, но ненадолго - через 2500 км один из клапанов оборвался, и мотор естественно, почил .
Мы увидели такую картину :
в 5-м цилиндре оборваны 1 впускной и 1 выпускной клапаны :
У впускного клапана типичный хрупкий излом - поэтому не он сломался, а его сломали :
У выпускного излом как-то ближе к усталостному, поэтому похоже, что он и сломался :
Но сломался опять-таки не совсем сам, потому что на выпуске отломан направляющий стержень толкателя - да еще и место излома заполировано насмерть :
А излом направляющего стержня тоже зализан насмерть :
Что, нам представляется, совсем неспроста . Но это нам дизелисты лучше объяснят .
А еще клапанцы и седла у этого моторчика совсем неважные, изношены здорово, мягко говоря :
Что еще известно...
Поршень №5 побился сверху тарелками и даже раскололся .
Куски деталей пропрыгали в цилиндры №№ 4 и 6 и погнули там клапанцов немного .
Турбина, патрубки, интеркулер - абсолютно сухие .
Цилиндры практически не повредились и совершенно не имеют износа .
Топливо, масло - в норме, термояд от механикуса не выявлен . Кстати, где механикус? Может, видел кто?
Ну, и на всякий случай, для полной ясности, даем схему привода выпускных клапанцов в этом моторчике :
А теперь внимание - вопрос :
А имеет ли данная поломка какую связь с регулировкой клапанов, выполненной за 2500 км до поломки, и если да, то какую конкретно ? Или регулировка сама по себе, а поломка - сама и никак они не связаны?
То есть, расшифровываем - имеется ли в данной поломке некая цепочка событий , которая привела от регулировки к поломке, или это совершенно закономерно-случайный процесс, который мог быть не только через 2500 км после регулировки, но и через 25000 или даже за 2500 или за 25000 км до регулировки - в совершенно одинаковой вероятностной степени?
Что там наши дизелисты - объяснят?
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
Что то у вас на схеме моторного тормоза-декомпрессора нету...Либо его неправильно отрегулировали,либо совпадение,просто устала голова...
- AB-Engine
- Гуру
- Сообщения: 20413
- Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
- Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
- Контактная информация:
Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
За схему ругать не надо - рисовалась "на коленке", поэтому что-то могло быть пропущено ... Если у кого есть правильная схема, просим помочь.
"Либо его неправильно отрегулировали, либо совпадение" - так в этом и есть главный вопрос . Неправильная регулировка может быть причиной поломки? Почему?
"Либо его неправильно отрегулировали, либо совпадение" - так в этом и есть главный вопрос . Неправильная регулировка может быть причиной поломки? Почему?
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
-
- Технический директор
- Сообщения: 674
- Зарегистрирован: 15 авг 2005, 09:27
- Откуда: kiev
Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
один клапан регулируется а второй нет? илия не так понял схему вашу
tuning forever
Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
Там вроде на выпуске пластинками разной толшины регулируется . А винт для компенсации уровней торцев клапанов.
От кривой рег-ки вполне могло сломать направляющий палец толкателя. Но отрыв тарелки пока как то не вписывается
От кривой рег-ки вполне могло сломать направляющий палец толкателя. Но отрыв тарелки пока как то не вписывается
Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
Я, конечно не настоящий дизелист, но рискну предположить:
1 - регулировщик устанавливает т-образный толкатель с перекосом (судя по схеме, это вполне реально)
2 - направляющая толкателя не выдерживает колебаний относительно своей оси и обламывается оставаясь на своём месте, полируя место облома.
3 - далее направляющая выскакивает из своего места и упирается в чашку пружины клапана (на фото в этом месте есть следы контакта)
4 - в следующее мгновение распредвал загибает один из выпускных клапанов из-за уже значительного перекоса толкателя (судя по геометрии стержня, тот, что с оторванной тарелкой), который благополучно клинит в направляющей втулке
5 - далее из-за заклинившего в направляющей стержня одного из клапанов, второй клапан, получая более большой ход вниз, бьётся об поршень
6 - следом ломает тот клапан, что заклинил первым и далее оторванная тарелка делает своё коварное дело...
1 - регулировщик устанавливает т-образный толкатель с перекосом (судя по схеме, это вполне реально)
2 - направляющая толкателя не выдерживает колебаний относительно своей оси и обламывается оставаясь на своём месте, полируя место облома.
3 - далее направляющая выскакивает из своего места и упирается в чашку пружины клапана (на фото в этом месте есть следы контакта)
4 - в следующее мгновение распредвал загибает один из выпускных клапанов из-за уже значительного перекоса толкателя (судя по геометрии стержня, тот, что с оторванной тарелкой), который благополучно клинит в направляющей втулке
5 - далее из-за заклинившего в направляющей стержня одного из клапанов, второй клапан, получая более большой ход вниз, бьётся об поршень
6 - следом ломает тот клапан, что заклинил первым и далее оторванная тарелка делает своё коварное дело...
- AB-Engine
- Гуру
- Сообщения: 20413
- Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
- Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
- Контактная информация:
Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
Пп.1-2 предполагаем правильно, а вот с 3-го нет - признаки не соответствуют . В самом деле, если бы клапаны после поломки направляющей сразу стали бы ломаться, то откуда такая злейшая полировка излома у направляющей возьмется? . Да и направляющая входит в толкатель довольно глубоко, на 1/2 длины - это мм на 25, наверное...
То есть, сам факт такой полировки излома говорит о том, что все клапаны отличненько работали после поломки направляющей, никто не выскакивал и никакой из них не загнулся - иначе откуда возьмется полировка? Также не видно и на фото, что стержень выпускного клапана согнут сверху .
Надо уточнять процесс, начиная с п.3 ...
То есть, сам факт такой полировки излома говорит о том, что все клапаны отличненько работали после поломки направляющей, никто не выскакивал и никакой из них не загнулся - иначе откуда возьмется полировка? Также не видно и на фото, что стержень выпускного клапана согнут сверху .
Надо уточнять процесс, начиная с п.3 ...
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
- AB-Engine
- Гуру
- Сообщения: 20413
- Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
- Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
- Контактная информация:
Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
Вообще странно... Мы редко когда вмешиваемся в дизельный процесс, поскольку преимущественно заняты бензинками. В то же время на форуме много серьезных вроде дизелистов , которые непрерывно обсуждают серьезные дизельные проблемы в серьезных моторах.
И вот стоит только чего-то спросить про дизели у спецов, как всех прямо ветром куда-то сдувает ... И уже 2-й раз . Особенно интересно, что за процесс происходит с механикусом - когда ненужно, его вообще не сотрешь ни с какой темы, даже самой бензиновой . А вот когда нужен - даже следа от механикуса не осталось .
Что за мор такой от наших вопросов идет? Может, как говаривал Жванецкий, "в консерватории что-то подправить"? Или вопросы настолько глупы, что настоящему дизелисту влом до них спускаться?
И вот стоит только чего-то спросить про дизели у спецов, как всех прямо ветром куда-то сдувает ... И уже 2-й раз . Особенно интересно, что за процесс происходит с механикусом - когда ненужно, его вообще не сотрешь ни с какой темы, даже самой бензиновой . А вот когда нужен - даже следа от механикуса не осталось .
Что за мор такой от наших вопросов идет? Может, как говаривал Жванецкий, "в консерватории что-то подправить"? Или вопросы настолько глупы, что настоящему дизелисту влом до них спускаться?
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
- AB-Engine
- Гуру
- Сообщения: 20413
- Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
- Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
- Контактная информация:
Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
А может, настоящие дизелисты смотрят только темы в подфоруме "Дизели и ремонт дизельной техники"? А в другие подфорумы - ни ногой?
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
Ну что сказать...Конкретно с этим мотором дел не имел И сказать нечего.А так на всех моторах схожей конструкции такой пробег критичен для гбц.Низ мотора ещё в очень хорошем состоянии,а головка требует капремонта.Ещё мне говорили коллеги что на этих моторах клапана регулируются пластинами разной толщины,которых у ремонтников нету...И регулируют рег болтом коромысла,а это моторный тормоз,и регулировка получается неправильная.Если ошибаюсь,поправьте.
Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
Предлагаю уточнить с п.1.AB-Engine писал(а): Надо уточнять процесс, начиная с п.3 ...
По условию задачи, нет такого, что исправный автомобиль приехал к идиоту, говорилось о том, что автомобиль, с солидным пробегом и посторонним шумом приехал на СТО. И всё!
Шум то отчего то возник? Отрегулировать клапаны водитель решил не потому, что пора по пробегу, а потому, что появился шум.
Субъективно, водителю невозможно определить шумность работы двигателя, связанную с постепенным износом деталей при повседневной эксплуатации. Выделение шума на фоне естественного изменения и есть та неисправность, шум от которой решили компенсировать регулировкой клапанов. Возможно, там так же не смогли вникнуть в суть процесса.
Короче, уже то, что направляющий стержень лопнул и остался на месте, вызывает сомнения в том, что регулировка была с перекосом. Иначе, лоплута бы и всё развалилось. Очень похоже на усталостное разрушение при небольшом подклинивании одного из клапанов и постоянном небольшом перекосе, что и позволило работать и после разрушения.
Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
))...Серёга писал(а):Предлагаю уточнить с п.1.AB-Engine писал(а): Надо уточнять процесс, начиная с п.3 ...
По условию задачи, нет такого, что исправный автомобиль приехал к идиоту, говорилось о том, что автомобиль, с солидным пробегом и посторонним шумом приехал на СТО. И всё!
Во всем виновата "крупность помола зерновых" (металлической стружки и пыли), до регулировки и после.
После того, откололся кусок побольше, и лег, как ему в текущий момент времени "заблагорассудилось", произошло подклинивание направляющего штока, относительно поверхности пары трения.
Что позже могло привести к касанию поршнем тарелки(лок) клапана(нов), а позже вызвать и их разрушение.
Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
Тоже не видел этот мотор. Но с Вами полностью согласен.wal писал(а): ....Конкретно с этим мотором дел не имел.....Ещё мне говорили коллеги что на этих моторах клапана регулируются пластинами разной толщины,которых у ремонтников нету...И регулируют рег болтом коромысла,а это моторный тормоз,и регулировка получается неправильная.Если ошибаюсь,поправьте.
-- Регул. пластина на трАверсе выхл. клапанов, судя по фото , стоИт старая. Но это также можно повторно проверить, хотя бы по наличию-отсутствию износа от рокера. Если старая --- значит регулировали с грубым нарушением. Методом бокового винта на траверсе. Траверсы выставлены с грубым перекосом.
-- Обе ТрАверсы изначально (при регулировке клап.) обязаны выставляться по ИЧ (на стойке-пантографе). Поскольку без ИЧ -- физически не возможно определить-выставить правильное касание обоих торцов клапанов.
Зазор рокер- траверса это уже позже регулируется.
-- Если (рег. клап.) делали с грубым нарушением.
1. Первым пострадал направляющий штырь на траверсе вых. клап.
2. Торцы вых. клап. получили дополнительную опасную свободу «раскачиваться» от действия бокового усилия рокера (штырь ранее ограничивал эту свободу). Значит появилась вероятность подклинивания стержня клап. в направляйке.
3. Тарелки вых. клап. получили опасную возможность НЕОДИНАКОВОГО-несинхронного движения внутрь КС. (штырь ранее ограничивал эту возможность). Поскольку реальная жёсткость пары пружин уже НЕ ОДИНАКОВАЯ.
Появился аналог «рассогласования фаз» тарелки клап. и днища поршня
Значит появилась возможность поршня догнать тарелку выхл. клапана. Что собственно и произошло.
- AB-Engine
- Гуру
- Сообщения: 20413
- Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
- Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
- Контактная информация:
Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
Хотелось бы подробностей - откуда рассогласование? Клапана как торчали, так и торчат, а толкатель просто начинает по их верхушкам елозить... Горизонтально... Ну и что?Kudrik писал(а): 2. Торцы вых. клап. получили дополнительную опасную свободу «раскачиваться» от действия бокового усилия рокера (штырь ранее ограничивал эту свободу). Значит появилась вероятность подклинивания стержня клап. в направляйке.
3. Тарелки вых. клап. получили опасную возможность НЕОДИНАКОВОГО-несинхронного движения внутрь КС. (штырь ранее ограничивал эту возможность). Поскольку реальная жёсткость пары пружин уже НЕ ОДИНАКОВАЯ.
Появился аналог «рассогласования фаз» тарелки клап. и днища поршня
Значит появилась возможность поршня догнать тарелку выхл. клапана. Что собственно и произошло.
Вообще свобода у толкателя обязательно появляется, и это доказывается широченным пятном контакта обломанной направляйки с пластиной. Но это свобода смещаться только в пределах отверстий для торцов клапанов. А вот с рассогласованием как-то непонятно... В каком оно месте?
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO
Проведите мысленный эксперимент (Ы) :AB-Engine писал(а): ...А вот с рассогласованием как-то непонятно...
1. Поставьте рядом две пружины(равной высоты) с ЧУТЬ РАЗНОЙ жёсткостью. ПоложИте сверху пластину. И давИте примерно в центр пластины. Будет видно , как пластина опускается «под углом» . Ход-движение пружин разный. В неск. мм.
2. Поставьте рядом две пружины(равной высоты) с ОДИНАКОВОЙ жёсткостью.
ПоложИте сверху пластину. И давИте «чуток не в центр» пластины. Будет видно , как пластина опускается «под углом» . Ход-движение пружин разный. В неск. мм
Оба фактора (и разная жёсткость пружин, и положение точки давления рокера на траверсу) могли присутствовать в данной поломке.