ћосква 8 800 101 6229
 иев +38 096 163 2183
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

ЕЌ≈ “–ј“»“№ ƒ≈Ќ№√» «–я, ѕќ ”ѕјя —“јЌќ„Ќќ≈ ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈

ќтечественна€ школа моторного ремонта, похоже, переживает сегодн€ состо€ние, близкое к кризису. » на это есть свои причиныЕ

„тобы пон€ть, в чем дело, давайте вспомним те давние времена, когда в конце 80-х Ч начале 90-х годов прошлого века традиционные отечественные технологии, основанные на ремонте архаичных советских моторов, впервые встретились с иномарочной техникой, только начавшей приходить из-за рубежа. —начала случилс€ шок Ч нигде не брали в ремонт странные двигатели заморского производства. «атем последовал кризис Ч после ремонта, который все-таки постепенно начали осваивать то тут, то там, не удавалось добитьс€ ни надежности, ни маломальского ресурса. » потребовались врем€ и немалые усили€ многих специалистов и организаций, прежде чем нормальные технологии, которые раньше казались диковинкой, прочно и надолго прописались во многих сервисах и технических центрах, сделав ремонт многих иностранных моторов вполне обыденной сервисной операцией.

» все было бы хорошо и дальше, да потихоньку по€вились новые трудности, о которых раньше никто не подозревал.   началу третьего тыс€челети€ двигатели повсеместно стали многоклапанными, выросла их удельна€ мощность, многие, включа€ дизели, получили наддув. ¬ результате выросли не только количество клапанов на цилиндр и мощность, но и удельные нагрузки на детали. «а этим последовало внедрение более прочных материалов, снижение массы конструкций, уменьшение толщины стенок и размеров деталей, применение специальных конструкторских решенийЕ

¬се это, в свою очередь, вызвало ужесточение требований к точности изготовлени€ деталей, сужению допусков на форму, расположение и размеры сопр€гаемых поверхностей Ч подшипников, деталей цилиндропоршневой группы, клапанного механизма. » началосьЕ

¬начале на ремонт новой техники наложили табу сами производители Ч на некоторые двигатели уже в течение р€да лет не поставл€ютс€ запчасти. “о есть в случае поломки владельцу такого автомобил€ ничего не остаетс€, как, подт€нув потуже ремень, покупать целиком двигатель в сборе.

Ќекоторые бравые сервисмены, вспомина€ таких производителей недобрым словом и удивл€€сь их не то жадности, не то близорукости, попробовали решить вопросы ремонта этих неремонтируемых двигателей. Ќе тут-то было Ч работа оказалась весьма и весьма непростой. ¬ результате не все их попытки отремонтировать отказавший двигатель оказывались удачными Ч нередко такой двигатель из ремонта выходил с теми или иными дефектами, или дефекты про€вл€лись вскоре после начала его эксплуатации.

„то ж, выходит, правы были производители, заведомо став€ барьер ремонтникам на ремонт своей новой техники? ¬ чем тут загвоздка? ѕопробуем разобратьс€Е

«авещание доктора ‘ранкенштейна.

ѕопытаемс€ вначале взгл€нуть на ремонт двигател€, что называетс€, поближе. » поглубже. »так, обнаружилась неисправность или, хуже того, случилась поломка. ѕо какой причине, предсказать нетрудно Ч или смазка нарушена (Ђне той системыї масло, пробит поддон картера и др.), или охлаждение (пробит радиатор, шланг, отказал термостат или датчик вентил€тора), а может, и обслуживание двигател€ проведено несвоевременно (обрыв ремн€ √–ћ).

„то пострадает в результате этих неблагопри€тных воздействий, пон€тно Ч блок цилиндров, коленчатый вал и/или головка блока. „то потребует провести их восстановительный ремонт. » вот тут начинаетс€ самое интересноеЕ

Ќа чем, к примеру, будем чинить эти детали, на каком оборудовании? ƒа на нашем, отечественном оборудовании, скажут многие, на чем же еще? ¬от шлифовальный станок Ч 3¬423, к примеру, а еще лучше 3ј423, на нем коленчатый вал и прошлифуем. —разу после коленвала от какой-нибудь техники типа «»Ћа, а лучше Ч  амј«а.

–азмеры этих грузовых валов сами знаете, какие. ћассы Ч тоже. ј допуски? ѕод стать размерам, ведь техника эта даже не позапрошлого поколени€. ƒа и зазоры аналогичны. ј вот у тонких валов современных двигателей все совсем по-другому. ƒопуски жесткие, у многих селективна€ сборка с блоком и вкладышами, зазоры мизерные, да и допуски на зазоры жесточайшие. » сделать такой валик на кор€вом станке-мастодонте прошлых времен Ч все равно, что слону пройти в посудной лавке и ничего не разбить.

Ќу, допустим, это все-таки как-то удалось, дальше что? ј дальше надо шейки полировать. ј зачем, уже слышитс€ вопрос? Ќет, шейки мы не будем полировать, нечем, да и незачемЕ

“ак, а блок где? ћы его сюда, на 2≈78ѕ поставим на расточку, а затем хонинговать будем, к примеру, на 3 833. Ёто ничего, что эти станки предназначены были, в основном, дл€ ремонта гильз, и дл€ современных моторов малопригодны? ¬едь у хорошего блока сейчас почти нет выхода дл€ абразивных брусков вниз за край гильзы. ј это дл€ иного отечественного хонинговального станка критично, поскольку точности выдерживани€ нижней мертвой точки при ходе шпиндел€ вниз никакой. ќдно неверное движение Ч и бруски разбиты о край постелей, поврежден цилиндрЕ Ќет выхода вниз во многих блоках и дл€ шпиндел€ расточного станка. “огда резец, закрепленный на шпинделе, до нижнего кра€ цилиндра не доходит, а шпиндель уже в постели упираетс€ Ч как тут выйти из положени€?

” многих современных блоков цилиндров стенки тонкие, дышат, а допуски не только на размер цилиндра, но и на расположение цилиндров относительно оси коленвала Ч без предварительной расточки, как это было раньше с допотопными моторами, сейчас уже не обойтись. », к сожалению, прошли те времена, когда зазоры между поршнем и цилиндром измер€лись сотыми дол€ми миллиметра Ч теперь производител€м дл€ их моторов микроны подавай. ” некоторых блоков вообще зазора в цилиндре нет, как тогда быть? ј дл€ ремонта цилиндров V-образных блоков что использовать, если таких блоков в нашем отечестве никогда не выпускалось, как и станков дл€ них?

“ем не менее, во многих местах про все эти блоки скажут: сделаем в лучшем виде. “олько вот проблема Ч производитель на Ђкривойї ремонт, который получаетс€ довольно часто, свои моторы не рассчитывал. “ехника давно шагнула в новое тыс€челетие, но многие станки, созданные дл€ совсем других моторов, продолжают примен€тьс€ и поныне. —танки эти должны были давно остатьс€ в прошлом Ч вместе с моторами, дл€ ремонта которых они создавались, ноЕ так и здравствуют поныне. Ѕолее того, некоторые из этих станков просто гирей повисли на шее всего отечественного моторного дела.

ј вот еще один камень преткновени€ отечественного ремонта Ч головка блока цилиндров. –аньше как было Ч блок расточили, вал отшлифовали, а головку блокаЕ не тронули, нечем, максимум Ч притерли клапаны к седлам. ѕлохо?  онечно, только сейчас еще хуже стало. ѕо всей стране, на каждой —“ќ или даже в гараже сегодн€ вам покажут ручной инструмент дл€ седел, как свое великое достижение. » предложат ставшую уже стандартной Ђтехнологическую цепочкуї операций. Ќапример, такую Ч седла ручными фрезами прогрызем, притрем клапана дрелью, а потом на каком-нибудь вертикальном Ђфрезереї плоскость поправим. » все будет в лучшем виде!

Ќет, бедный производитель каких-нибудь несчастных моторов с 4-м€, а то и с 5-ю клапанами на цилиндр ну никак не мог на такое рассчитывать. ≈му така€ Ђработаї и икаетс€, и в страшных снах, наверное, снитс€. ѕотому что не только точности нет, а просто брак откровенный Ч ручной фрезой поправить седло мультиклапанной головки блока невозможно. “онкий направл€ющий стержень Ч пилот, который вставл€етс€ в направл€ющую втулку и на котором висит эта злополучна€ фреза, гнетс€ во все стороны, а сама фреза такие крендел€ выписывает, что говорить о качестве этой Ђобработкиї даже как-то неудобно: седло получаетс€ несоосным втулке, после чего износ только что отремонтированных деталей приобретает катастрофически быстрый характер.

„то выйдет в результате подобного ремонта двигател€, предсказать нетрудно.  ривой и косой уродец, который в чем-то сродни творению доктора ‘ранкенштейна, вр€д ли проживет долгую и счастливую жизнь. Ќо это, возможно, еще не так страшно. ј вот когда такие уродцы каждый день годами выход€т из ворот сотен и тыс€ч автосервисов нашей необъ€тной –одины, становитс€ грустно. » за державу обидно. » пон€тно, почему все меньше и меньше находитс€ клиентов, желающих рискнуть на такой эксперимент, который называетс€ ремонтом двигател€. » голосуют против него Ђногамиї Ч работы, св€занной с ремонтом двигател€, действительно, в последний год стало заметно меньше.

¬озможно, кто-нибудь думает, что в своем маленьком рассказе мы сгустили краски. Ќичуть, именно так и происходит в большинстве отечественных центров станочной обработки деталей и сервисных центров. » именно в этом заключаетс€ главна€ проблемаЕ

 онечно, допотопность используемого оборудовани€, св€занна€ с глобальными финансовыми проблемами, во многих местах покрываетс€, и с лихвой, высокой квалификацией персонала. Ёто когда специалист (не без гордости назовем его Ћевшой), работающий на каком-нибудь чудо-станке, отлично знает все нюансы и тонкости своего дела, да еще и Ђноровї самого станка дл€ него не преграда. Ќо, к сожалению, это не достижение, а беда отечественного ремонта. ѕотому что скорость такой работы выходит низкой, затраты труда Ч высокие, экономическа€ целесообразность Ч сомнительной. “ак что, выхода нет, тупик? ¬ какой-то степени, да. ѕреодолеть можно, но очень трудно. ѕочему? —ейчас узнаетеЕ

—танки-ЂвредителиїЕ

ƒействительно, а когда были разработаны все наиболее часто используемые сегодн€ станки, и дл€ каких моторов их разрабатывали? ќтвет очевиден Ч эта техника в лучшем случае образца 70-х годов прошлого века, когда никаких мультиклапанных двигателей не было и в помине. Ѕолее 30-35 лет (а это не одна и даже не две эпохи в двигателестроении) в нашей стране никто практически не выпускал моторов, где была бы нужна операци€ расточки и хонинговани€ блока цилиндров, за исключением ¬ј3а. Ќо ¬ј3 Ч это всего лишь только один типоразмер блока. » не очень интересный в те далекие времена дл€ большой-пребольшой государственной станкостроительной промышленности. ѕотому и не подход€т сегодн€ эти станки дл€ насто€щей работыЕ

’от€ с расточными и хонинговальными станками пока в нашем отечестве еще полбеды. ¬ертикально-расточные станки широко примен€лись в разных отрасл€х промышленности, есть и новое оборудование, и старое, но во вполне приличном еще состо€нии. — хонинговальными станками тоже можно справитьс€, особенно, если оснастить их импортным инструментом. ƒа, такой станок требует ремонта, кое-где доработки, включа€ изготовление специальной оснастки, чтобы превратить, наконец, станок дл€ полировки цилиндров в хонинговальный, и делает неспешно, но дл€ наших Ћевшей это не помеха.

Ќадо сказать, что некоторым отечественным фирмам в свое врем€ удалось заменить отечественное хонинговальное оборудование на импортное. » вроде бы даже выйти на некий новый, более высокий технологический уровень. Ќо последующа€ практика моторного ремонта показала, что был достигнут совершенно обратный результат. ћногие, приобрет€ высокопроизводительное импортное оборудование, по совету его продавцов начали Ђи в хвост и в гривуї хонинговать и "полировать" подр€д все блоки цилиндров без предварительной расточки, превратив один из лучших импортных станков в своеобразный станок по печатанию денег. ј точнее, по собиранию их с ремонтников и их клиентов.  ачество при этом отъехало на второй и даже на третий план. ј по€вление последнего поколени€ двигателей вообще поставило эту, с позволени€ сказать, Ђтехнологиюї пр€мого хонинговани€ вне закона, нанес€ удар не только по имиджу этих фирм, но и по имиджу компании-производител€ этого оборудовани€, продавцы которого рекомендовали данную технологию к применению.

ќткровенно плохо обстоит дело и с отечественными шлифовальными станками.  ак мы уже отметили, это оборудование прошлых лет далеко не всегда удовлетвор€ет той точности, котора€ требуетс€ дл€ современных двигателей с тонкими коленчатыми валами. ≈ще хуже (куда уж хуже?) то, что в –оссии теперь даже таких станков не выпускают Ч единственный завод осталс€ в ”краине, а это уже давно другое государство. — таможней и вполне мировыми ценами, но с еще не мировым качеством на оборудование. » новый, практически отечественный шлифовальный станок по заоблачной цене, но не конкурентоспособный по своим характеристикам, никак нельз€ считать удачным приобретением.

— другой стороны, старые шлифовальные станки уже отживают свой век. “очнее, доживают последние годы. —ейчас стало все труднее и труднее найти такой станок даже не в хорошем, а хот€ бы в приличном, пригодном дл€ восстановлени€ состо€нии. ѕоэтому дл€ передовых ремонтных предпри€тий уже почти не осталось никакой альтернативы, кроме как обратитьс€ за помощью к «ападу.

», наконец, совсем печальна€ ситуаци€ складываетс€ с оборудованием дл€ ремонта головок блока.   сожалению, необходимо признать, что никакого отечественного оборудовани€, способного хот€ бы иногда, в некоторых случа€х и дл€ отдельных операций, примен€тьс€ дл€ ремонта современных головок блока, нет, и никогда не выпускалось. ј все, что было, годилось в лучшем случае дл€ старых грузовых моторов, да и то с большими оговорками. Ёто в одинаковой мере относитс€ ко всему отечественному оборудованию данного типа Ч как дл€ ремонта седел, так и клапанов.

ѕробел в этой теме в свое врем€ был заполнен разного рода ручным инструментом всех мастей Ч от ручных фрез до резцовых головок, отечественным и импортным. ѕока не было многоклапанных конструкций двигателей, этот инструмент худо ли бедно справл€лс€. » даже широко распространилс€. Ќо с массовым притоком на рынок многоклапанной техники ситуаци€ оп€ть резко, словно ма€тник, качнулась в другую, худшую сторону.  ачественный ремонт многоклапанной головки блока с помощью ручного инструмента оказалс€ невозможен: как мы указали выше, тонкий направл€ющий стержень не способен удержать фрезу в правильном положении, поскольку изгибаетс€ при малейшем усилии от руки оператора. » снова альтернативы в отечестве не нашлось Ч на поклон к «ападу как не хочетс€, а идти, видимо, все-таки придетс€Е

ќсознав ситуацию с качеством ремонта √Ѕ÷ еще 6-7 лет назад, некоторые отечественные фирмы, не мудрству€ лукаво, приобрели американское оборудование дл€ обработки седел.  ак им тогда говорили продавцы, лучшее. ЌоЕ поторопились, не учли, что красивые заморские станки разработки 30-летней давности приспособлены, в первую очередь, дл€ ремонта старых моторов с толстыми стержн€ми клапанов. ј попытки применени€ этого оборудовани€ дл€ ремонта современных двигателей показали, что морально устаревшие образцы, не облада€ необходимой жесткостью, никак не дают высокого качества обработки.

“ака€ же ситуаци€ вышла и с приобретенными в прошлые годы импортными хонинговальными станками дл€ ремонта постелей и шатунов. —танки-то хорошие, а вот технологии их использовани€, оп€ть-таки рекомендованные продавцами этого оборудовани€, оказались никудышными дл€ современных двигателей Ч пр€мое, без предварительной расточки, хонингование постелей и шатунов в случае их серьезных повреждений ни к чему, кроме как к перекосу обрабатываемых поверхностей и досрочному выходу двигател€ из стро€, не приводит. ¬ то же врем€ современные специализированные расточные станки, предназначенные дл€ ремонта этих поверхностей, легко дают необходимую дл€ современных моторов точность и без вс€кого хонинговани€.

¬ общем, станков дл€ ремонта катастрофически не хватает, а те, что есть, не способны обеспечить надлежащего качества ремонта. » не без грусти приходитс€ констатировать, что дальнейшее развитие отечественной школы моторного ремонта без хорошего импортного оборудовани€ не получаетс€. ’от€т этого или не хот€т наши бравые патриоты и приверженцы устаревших технологий. Ѕолее того, если кто-то уже ощутил это на собственном опыте, есть все основани€ начать потихоньку задумыватьс€ о будущих приобретени€х. Ќу а у того, кто продолжает упорно заблуждатьс€ относительно подручных отечественных станочков, морально устаревших импортных образцов и волшебного ручного инструмента в надежде на русское Ђавосьї, уже есть все шансы проиграть в будущем более дальновидным конкурентам.

ѕолучаетс€, что если и обращатьс€ к Ђдоброму заморскому д€дюшкеї, то уж за заведомо хорошим оборудованием, не так ли? „тобы не ошибитьс€, как в прошлый раз. ѕотому что плохое, как видите, и у самих в избытке.Е Ќу что же, сегодн€ мы предлагаем не просто хорошее, а самое лучшее, что имеетс€ в мире на сегодн€шний день Ч станки AMC-SCHOU и SERDI. ѕроверенные в самых крупных и знаменитых цехах мира и у нас. ѕросто если тратить большие деньги, то только наверн€ка. »наче Ч жалкоЕ.



ќпубликовано в журнале "ѕравильный автосервис" є5/2006.

ќбсудить на ‘оруме мотористов

ƒругие наши рекомендации...


Ќа главную






ќтечественный расточной станок 278ѕ не имеет специальной оснастки дл€ расточки V-образных блоков цилиндров, а работу делает неспешно, хот€ пока еще довольно точно. Ѕудучи в состо€нии б/у, неизвестно, сколько еще прослужит.




Ђ ороль цилиндровї модели CV616 признан лучшим хонинговальным станком. Ќо это заграницей. ј у нас в –оссии этот станок повинен Ђв безвременной смертиї тыс€ч и тыс€ч моторов. “аков результат рекомендованной его продавцами и подхваченной покупател€ми технологии пр€мого хонинговани€ без предварительной расточки.







≈ще два Ђстанка-вредител€ї Ч хонинговальные станки LBB1660 дл€ отверстий головок шатунов (а) и CH100 дл€ постелей блоков (б). ¬ообще это очень хорошие станки. Ќо их использование без предварительной расточки нередко наносит двигателю непоправимый вред вследствие неконтролируемого перекоса и смещени€ оси обрабатываемых отверстий.




–учной инструмент дл€ ремонта седел получил самое широкое распространение на отечественных автосервисах. ѕри его использовании в ремонте современных двигателей возникающий перекос оси седла относительно направл€ющей втулки неминуемо приводит к катастрофически быстрому износу сопр€женных поверхностей седла, клапана и втулки. ЂЋегка€ кончинаї двигател€ уже через 10-20 тыс€ч километров гарантируетс€.




ћорально устаревший станок. јналогичные станки вот уже многие дес€тилети€ выпускаютс€ различными фирмами и даже используютс€ в –оссии.   сожалению, решить проблему качественной обработки седел современных двигателей они неспособны.



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены