РАЗГРОМ (что показала выставка MIMS-2021)

Любые вопросы по оборудованию и инструменту, их характеристикам и особенностям применения, а также по информационному обеспечению моторного ремонта.

Модераторы: Aston, AB-Engine, Администраторы

Ответить
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

РАЗГРОМ (что показала выставка MIMS-2021)

Сообщение AB-Engine »

Это на 99% повтор статьи, уже опубликованной на сайте, в связи с важностью темы.

Один не к ночи упоминаемый "классик" однажды сказал: "Если не можешь победить, возглавь". Мы проверили — он оказался на 100500% прав :P .

Изображение
Наш стенд на выставке MIMS-2021 перед ее началом.

А вообще вся эта история началась не вчера. На протяжении более 15 лет как онлайн, в том числе, и на нашем форуме, так и оффлайн, в офисах и цехах, шла непримиримая борьба двух типов станков для обработки седел — шарнирного, с коническим пилотом, и жесткого, с цилиндрическим. Практически война. На истощение и до победного конца.

Кто не слышал, может полистать давние посты с этими бесконечными спорами (например, здесь или здесь). Но чтобы не утомлять тех, кто не в курсе, напомним кратко суть споров, которая сводилась к следующему.

От шарнира к жесткому шпинделю

Классическим шарнирным станком с коническим или, как еще любят некоторые называть, "мертвым" пилотом, является классический же Rottler, представленный известной моделью SG-7 и ей подобными, которые все выполнены по одинаковой схеме, появившийся примерно лет... 60 назад. В этой схеме между шпинделем и резцом расположен... шарнир. Такая схема предполагает, что вся жесткость обработки заключена в коническом пилоте, на котором фактически и закреплен резец — силы резания воздействуют непосредственно на пилот, в то время как шпиндель лишь немного поддерживает край пилота с помощью шарнира.

Изображение
Классический Rottler SG-7 для ремонта головок старой американской классики. Жив еще, курилка, хотя классические моторы "Шеви большие" и "Шеви маленькие", для которых он и создавался 60 лет назад, все больше годятся в музеи.

Изображение
Robins — современная реинкарнация классического Rottler-a специально для любителей классики. Только вот клапанов диаметром 8,67 мм в современных легковых моторах не осталось. Хотя такие пока еще есть в грузовых...

Изображение
Standard — этот станок в одиночку пристрелит ценой любого Rottler-a вместе с Robins-ом, а по качеству нигде не уступит.

Изображение
Micron — это специально для тех, кто упорствует и не хочет слезать с конических пилотов, либо любит все погорячее. Микрон даст фору любому Robins-у, не сомневайтесь. А по цене и вовсе он типичный убийца.

Понятно, что такая шарнирная схема не применяется ни в одном из многочисленных известных типов металлорежущих станков по очевидным причинам — нет жесткости, нет точности, нет производительности. Тем не менее, для толстых пилотов (стержней клапанов более 8 мм) схема оказалась вполне себе работоспособна именно в данном классе оборудования. А потому и господствовала более полувека. Вместе с разного рода нювеями-крутилками всех мастей, у которых похожая проблема — чем тоньше пилот, тем больше косит волшебная фреза, делая обработку седла при диаметре отверстия направляющей менее 8 мм запредельно кривой, с биением более 0,1 мм, а при диаметре 5-5,5 мм — и вовсе ближе к 0,2 мм.

Но для настоящих продаванов все это всегда было "как пыль для морского летчика" — пипл-то все равно хАвал.

И все было у них хорошо, но в 90-х годах прошлого века эра шарнирных станков (вместе с нювеями) в легковом секторе плавно закатилась и подошла к концу. Почему? Потому что у легковых автомобилей моторы со стержнями клапанов 9, 10, 11, мм к 90-м годам прошлого века тупо ушли в небытиё — появились легковые моторчики с клапанами 7, 6, а затем и 5-5,5 мм, которые шарнирная схема оказалась неспособна обрабатывать — у пилотов при таком малом диаметре отверстия направляющей просто нет жесткости, и резец на тонком пилоте тупо отжимается от седла.

То есть, шарнирный станок при диаметре отверстия в направляющей, к примеру, 5,5 мм просто гладит седло, но не факт, что сможет его обработать. Нельзя исключить, что он-таки как-то обработает седло путем длительного выхаживания, но... вряд ли это получится хорошо. Особенно на твердых седлах — "стекляшках" и "мультяшках".

Изображение
Сравнение жесткого станка с шарнирным — если при диаметре пилота 9 мм разница невелика, то при диаметре пилота 4 мм отжим резца от седла при одинаковой силе резания у шарнирного в 30 (!) раз больше. Какая уж тут точность обработки? Но погладить и сделать красиво шарнирный сможет, это правда.

Мы это выяснили еще 15 лет назад, когда смоделировали деформацию обоих типов шпинделей с пилотами, вставленными в направляющую втулку — оказалось, что при малых диаметрах пилотов жесткость шарнирной режущей системы падает в десятки раз! Именно оттуда и следует ее неспособность к обработке современных многоклапанных головок.

Это обстоятельство и стало той самой иголкой в яйце Кощея — фактически причиной появления жестких станков с цилиндрическими пилотами.

Изображение
Наша экспозиция включала станок Provalve-1000S и моечную машину Provalve-PM1000 (справа/вверху).

Изображение
Беларуская компания МеталлПромТехно показывала китайский МРТ и индийский Standard, портальную моечную машину МРТ и ряд простых вспомогательных приспособлений, в том числе, вакуумтестер МРТ, стенд для разборки клапанов МРТ, расточную машинку для посадки гильз бразильской компании Cinelatto и даже машину для диагностики турбокомпрессоров турецкой фирмы Namotto (слева/внизу).
Все эти экспонаты до единого были проданы прямо во время выставки.


"Плохая копия"

Классическим жестким станком является классический SERDI модели 60, 100, а затем и 3.0 с 4.0, появившиеся примерно 25 лет назад. В этой схеме никаких шарниров нет, цилиндрический пилот жестко соединен со шпинделем и резцом, а вся жесткость обработки заключена в шпинделе (как и на всех типах металлорежущих станков — расточных, фрезерных, шлифовальных).

Однако реализовать очевидное преимущество жесткой схемы оказалось очень непросто. Причина очевидна — прежде чем жестко точить седло, надо выполнить точное центрирование режущего инструмента относительно технологической базы, которой является отверстие направляющей втулки головки цилиндра.

У станков шарнирной схемы центрирование даже сложно назвать операцией — воткнул конический пилот с резцом во втулку и ага, уже все, что надо, зацентрировал, остается только надеть шпиндель на шарнир, и поехали точить.

Совершенно другое дело у жесткого станка. Поскольку цилиндрический пилот жестко соединен со шпинделем, то становится очевидно, что надо центрировать по отверстию в направляющей втулке всю шпиндельную систему целиком. А там же не просто шпиндель, там сверху еще и тяжелый мотор, который весит килограммы. И штурвал с механизмом подачи на шпинделе. А теперь представьте, что все это хозяйство висит на маленьком тонком пилоте — получится "шаг вправо или влево (перекос) — расстрел на месте (за неточность обработки)".

Изображение
Папаша SERDI S3.0 собственной персоной. Настоящий классик, хотя ему едва исполнилось 25 лет. 3 воздушных подушки и непревзойденная точность на малых диаметрах пилота — Rottler не отдыхает, а продолжает выхаживать седло, в то время как папаша давно уже делает следующую головку. Но... изрядно устарел со своим ручным управлением, а его цена просто ушла в космос.

Изображение
Китайская копия SERDI S3.0. 4 воздушных подушки, но такое же ручное управление. Выпускается под разными названиями на 2-х китайских заводах. За последние 10 лет все технологические проблемы были устранены, и по качеству китайская копия уже мало чем уступает оригиналу, зато по цене как минимум в 3 раза дешевле. Китайцы даже смогли внести серьезное усовершенствование — рабочий стол на воздушной подушке (и вторая педаль управления ею) на оригинале отсутствовал.

Изображение
Provalve-1000S — дальнейшее развитие жесткой схемы с цилиндрическим пилотом. Полностью защищен патентами. Имеет 4 воздушных подушки и автоматизированное центрирование шпинделя по нажатию всего одной кнопки — фактически это полная аналогия центрирования путем установки конического пилота во втулку у шарнирных станков. За последние годы уверенно завоевал рынок Турции, арабских стран и стран Южной Европы.

Изображение
Provalve-4.0 — в настоящее время уровень ТОР жесткой схемы с цилиндрическим пилотом. Полностью защищен патентами. Имеет не только полностью литую станину из чугуна, 4 воздушных подушки, сенсорное управление, автоматизированное центрирование шпинделя по нажатию всего одной кнопки, собственный компьютор с базой данных головок цилиндра и инструмента, а также возможность диагностики и апгрейта программного обеспечения через Интернет — в его конструкции применены отсутствующие у конкурентов решения, в том числе, датчик отклонения шпинделя от вертикали с индикацией на сенсорном экране и встроенный принтер.
Отпетый "убийца" и практически законченный "головорез" всех "брендовых" станков разом, причем и жестко-цилиндрических, и шарнирно-конических, поскольку при его цене всего 24.500 Евро после него просто уже нет никакого смысла рассматривать какие-либо Rottler-ы, SERDI или NEWEN-ы. Будет впервые представлен публике в конце октября 2021 года на выставке "Автосервис. Механика. Автокомпоненты" в Минске.



Компания SERDI была первой, кто решил проблему центрирования жесткой и тяжелой шпиндельной системы по тонкому цилиндрическому пилоту. Для этого понадобилось 3 воздушных подушки шпинделя — сферическая и плоская для самого шпинделя, а также еще одна для всей рабочей бабки.

Надо сказать, что добившись результата, компания оторвалась на своем успехе по-полной — ее станки стали популярны по всему миру, жесткая схема с цилиндрическим пилотом и кучей воздушных подушек фактически получила имя SERDI, а цена станков, постепенно повышаясь, плавно ушла в космос.

Но ничего не бывает вечным. Когда патенты SERDI закончили действовать, появилось множество копий этой системы — из Италии, из Индии и конечно же из Китая, который вообще не привык ни с чем заморачиваться, а предпочитает тупо копировать или вообще скупать на корню чужие идеи целиком. И только через 20 лет господства и копирования схемы SERDI была разработана оригинальная схема Provalve — там рабочая бабка выведена из центрирования, а ее функцию взял на себя рабочий стол на воздушной подушке. К которому была добавлена патентованная система автоматического управления воздушными подушками при центрировании.

Но это, как говорят наши "друзья"-продаваны, оказалась только "плохая копия плохого SERDI"...

Изображение
Выставка началась — и вот так было все время ее работы. Особенно посетители интересовались "плохой" и "хорошей" копиями плохого SERDI

О добром шарнире замолвите слово?

Из рассмотрения особенностей конструктивных схем — шарнирной с коническим и жесткой с цилиндрическим пилотом, следует область применения рассматриваемых типов станков — если шарнирные станки и конические пилоты все еще годятся, главным образом, для ремонта тракторов и тяжелой техники, то жесткие обработают любую головку цилиндра — что от тепловоза, что от мотоцикла. Хотя и тут тоже не без нюансов.

К слову сказать, при больших (более 8 мм) диаметрах цилиндрического пилота, а также при малом (менее 0,010 мм) зазоре пилота в направляющей втулке, какие-либо нюансы так же малозначительны, как и у шарнирных образцов. И наоборот, чем меньше диаметр пилота, тем критичнее требования к настройке станка, в том числе, к минимальному зазору цилиндрического пилота во втулке, строгому положению шпинделя в вертикали как при балансировке, так и при центрировании, минимальному трению в воздушных подушках, точности выравнивания станка. Что является обычной и уже набившей оскомину причиной, почему вновь скопированные станки типа SERDI часто не могут дать точности именно на малых диаметрах пилота. По этой причине, например, усилия целого ряда турецких фирм в этом направлении, даже с помощью проверенных китайских комплектующих, пока не увенчались успехом.

Долгое время шарнирные и жесткие станки, как и конические и цилиндрические пилоты, сосуществовали в ремонте параллельно — шел естественный процесс вытеснения из профессионального ремонта разных нювеев и прочих крутилок. Однако вскоре после появления и распространения жестких станков с цилиндрическим пилотом обозначился явный, хотя и медленный проигрыш шарнира. Разумеется, все большее распространение жестких станков вызывало естественную реакцию традиционных продвигателей шарнирных станков. В свое время, лет 15 назад, они даже устроили большой "барабум" и на нашем форуме, как только выяснили, что мы занялись станками жесткого типа. Шуму тогда действительно было много, на него слетелось много досужего народа.

Борьба с шарнирами и коническими пилотами не завершилась тогда победой жестких станков, хотя сил было потрачено немало — многие "досужие" решили, что это спор "продаванов", не имеющих отношения к технике, и приобрели более дешевые шарнирные станки. К большой радости продавцов этих станков. В результате, пока шло развитие и совершенствование жесткой схемы, сторонники шарнира и конического пилота почивали на лаврах. Они, как и 15 лет назад, уверяли своих клиентов, что SERDI плохой, а Provalve вообще "плохая копия плохого SERDI". То ли дело Rottler — ничего не надо центрировать, воткнул конический пилот в отверстие и точи чего и сколько хочешь! И пилотов надо мало, и подушек особо не требуется - настоящая Америка! А уж индийская копия устаревшего Rottler-a — Robins, так это вообще какая-то заоблачная субстанция.

Вот только маленький нюанс — точить-то можно, но качество будет достигнуто только если отверстие в направляющей больше 8 мм. Потому что закон сохранения, будь то энергии, массы, импульса, как и качества или точности, пока никому обмануть не удалось. И действительно, на тонком пилоте у любого шарнира тупо нет ни жесткости, ни точности. Но в этом продаваны никогда не признаются, и своим клиентам не расскажут — секрет! А если точнее — обычное очковтирательство. Это когда правда, только правда, ничего кроме правды, но... не вся правда.

И что теперь со всем этим делать? Опять в бой? Ничего подобного.

Изображение
"Несчастные" покупатели, купившие во время выставки "плохую копию плохого SERDI" (вот же ж не повезло "бедолагам"!),

"Вам кататься или шашечки?"

Если раньше мы непримеримо боролись с шарнирами, то теперь ситуация сильно изменилась. В течение последних 10 лет к традиционным производителям станков из Европы и США подключилось огромное количество фирм из Турции, Индии и Китая. Десятки заводов теперь делают любые станки на любой вкус и любой кошелек. И если кто-то из конкурентов продвигает какую-то марку, не сомневайтесь — имея сноровку и терпение, всегда можно найти более дешевый, но не менее качественный аналог.

Именно на этом мы построили свою стратегию. Смысл ее уже упоминался выше: "Если не можешь победить, возглавь!" Другими словами, зачем бороться с какими-то шарнирными станками и коническими пилотами, если они при диаметре стержня клапана более 8 мм нормально обрабатывают седла и вполне себе нормально чинят грузовики и тяжелую технику? Наоборот, может, их тоже надо продвигать и предлагать вместе с жесткими станками? Разумеется, только объясняя разницу и область применения?

С другой стороны, за более чем 10 лет копирования китайская промышленность добилась значительных технологических успехов. Если когда-то китайский клон станка SERDI "хромал" всеми подушками из-за неточности изготовления и подмены материалов, да так, что фактически был неработоспособен, и его невозможно было даже сравнивать с оригиналом, то теперь это вполне себе добротный станок по цене, приблизительно в 3 раза дешевле оригинала. Спрашивается, а так ли нужен оригинал? Как говорится, "вам кататься или шашечки?" — то есть, вам нужно качественное оборудование или важно название бренда?

Короче, сказано — сделано. Выглядит наша линия станков для обработки седел так:
1) для тех, у кого есть только 1 миллион рублей — шарнирный станок, индийская копия типа Rottler производства фирмы Standart, старая конструкция 60-х годов прошлого века, но еще вполне работоспособная в секторе грузовой и тяжелой техники. При отсутствии средств и на начальном этапе можно попробовать обработать и легковые головки — потом можно купить и более совершенный, точный и универсальный станок,
2) для обладателей условных 1,5 миллиона рублей — китайская копия типа SERDI беларуской сборки, классический жесткий станок МРТ BW 3.5 с полностью ручным управлением образца конца 90-х годов прошлого века. Это неплохое решение для тех, кто начинает именно с легковых, но у кого недостаточно средств на что-то еще,
3) если в кармане есть условных 2 миллиона — тогда это уже новейший жесткий станок Provalve-1000S с автоматическим центрированием перед обработкой. Станок только с натяжкой можно назвать "тип SERDI" — слишком много отличий, защищенных патентами. Что делает его "брендовым" при цене в разы меньше ближайших брендовых конкурентов из Европы и Америки. И чрезвычайно эффективным по производительности и точности — даже в сравнении с оригинальным классическим SERDI.

То есть, такая линия фактически оставляет прочие "брендовые" станки с их космической ценой "не у дел". Конечно, мы допускаем, что найдутся желающие приобрести оригинальные SERDI, всегда же есть те, кто самое лучшее и качественное понимает как самое дорогое. Но таких единицы. А в массовом секторе таких вообще нет, и выбор возможен только в пределах 3-х пунктов нашей линии. И попробуйте еще найти дешевле!

И вот, на прошедшей в конце августа 2021 года выставке "Автомеханика МИМС-2021" на нашем совместном с нашим партнером, беларуской компанией "МеталлПромТехно", стенде вся эта линия была представлена...

Изображение
Наша команда "плохих парней" (слева направо) — Александр Хрулев (АБ-Инжиниринг), Сергей Грудинский (МеталлПромТехно), Дмитрий Артамонов (АБ-Инжиниринг)

"В бой идут одни старики"

Не сразу, а только через пару дней после открытия выставки продаваны осознали масштаб постигшей их катастрофы. А когда осознали, дело чуть не дошло до драки. Но было уже поздно...

Действительно, оригинальный станок устаревшей конструкции, который они собирались продвигать, оказался полностью не у дел — в самом деле, зачем кому-то покупать устаревшее оборудование втридорога (буквально так и оказалось — Rottler/Robins в 3 раза дороже чем Standard), если точно такой же устаревший станок предлагается в те же 3 раза дешевле?

На нас ожидаемо вылился ушат традиционных помоев — от насмешек над "плохой копией плохого SERDI" до обвинений в продвижении шарнирных станков и "обмане всей России". Выскочившие на всех больших форумах и маленьких форумках продаваны заклеймили нас позором и ненавистью как заезжих непрошенных гостей "из ближнего зарубежья". Которых они давно уже списали со счетов и были уверены в своей безнаказанности и полной и окончательной победе. А тут вдруг выяснилось, что что-то у них пошло не так. Каково?

Но все вышло еще хуже — поражение продаванов оказалось гораздо глубже и серьезнее, чем можно было себе представить поначалу.

Дело в том, что их традиционная война с цилиндрическими пилотами, жесткими станками и "плохими копиями плохих SERDI" полностью потеряла смысл. В самом деле, чем больше они будут теперь "жечь напалмом" плохие копии плохих жестких станков с цилиндрическими пилотами, тем больше мы продадим отличных шарнирных индийских станков с коническими! Причем это будет не только добротная копия Rottler-a SG7 фирмы Standard — у нас запазухой есть еще один индийский образец, шарнирный супер-станок марки Micron, и с таким количеством электронных прибамбасов, что с ним вообще не всякий новый Rottler/Robins сможет потягаться. Особенно, когда цена в разы меньше.

В результате остается только искать черную кошку там, где ее нет — в темной комнате мелких деталей. И вот на полном серьезе продаваны бросились перегрызать соломинку, на которой сами же и повисли — обсуждать, из какого материала и как сделана станина станка, чугунная она литая или стальная сварная? ОК, нет проблем, пусть в вашем Rottler/Robins она трижды литая — точно такая же и в станке Micron, и в нашем МРТ, и у Provalve-1600. А у Standard и Provalve-800 она сварная (надо же!), точно такая же, как у ваших станков AZ — и что? Давайте разгромим сварные станины AZ еще раз?

Так что и тут продаванам ничего уже не светит, их старая песенка уже спета. Мы им так и говорим: "Вперед, ребята, жгите еще!". А когда ваши продажи еще упадут, а наши вырастут, обязательно подбросьте в топку еще уголька!

Но может, им надо было зайти с другой стороны? Развернуть, так сказать, орудия главного калибра на 180? Опять проблема — пока они почивали на "шарнирных" лаврах, они снова опоздали, и там тоже уже не пройти. Есть только два китайских завода, делающих копии "плохих" старых SERDI с цилиндрическими пилотами, один из которых у них отобрали их же конкуренты, пока они спали, а другой (именно тот, который производит детали по оригинальной французской документации) наш — именно оттуда идут комплектующие, а окончательная сборка в Беларуси не оставляет продаванам шансов уронить цены ниже.

Не срослось у продаванов и в Турции. Когда появился Provalve, они воротили носы и почивали на "шарнирно-конических" лаврах. А когда клюнул жареный цилиндрический "петушок", было уже поздно. Турецкие копии как "плохих", так и "хороших" "копий плохого SERDI", которые пытаются выбросить на рынок две известные турецкие компании, оказались настолько сырыми, что им еще пахать и пахать до настоящего качества. Почти как до Луны.

Это называется простым русским словом то ли из ближнего, то ли из дальнего зарубежья — цугцванг. Это когда ты опрометчиво сел играть в шахматишки, но мастерства не хватило — пожертвовал ферзя, продулся в пух и перья, и теперь любой твой ход, любой фигурой и в любую сторону, только ухудшает твое положение и приближает тебя к закономерному финалу.

А что же делать, как же быть? Да никак. В цехах некоторых наших клиентов уже работают сразу два типа станков для обработки седел — и жесткий с цилиндрическим пилотом, для легковых головок, и шарнирный с коническим для грузовых. "Давайте жить дружно" помните? Вот и давайте.


Р.S. Если кто-то из продаванов в глубине души надеялся, что наше участие было единичным и случайным, у нас для него плохие новости. Продолжение уже скоро, и оно состоится в конце октября в Минске, где будет демонстрироваться еще одна "плохая копия плохого SERDI" — флагман линейки, самый крутой и мощный Provalve 4.0, оснащенный не только электронным датчиком наклона шпинделя, но и встроенным принтером. Так что шоу маст гоу он, чо.

Как-то так... :D
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: РАЗГРОМ (что показала выставка MIMS-2021)

Сообщение AB-Engine »

Информация к размышлению. 8)

Статья уже разослана всем иностранным компаниям, с которыми мы работаем. Эффект будет хороший :D . Или плохой - что тоже будет хорошо. :D А то уже задолбали разные сумасшедшие пьяницы и дебоширы - как нажрутся на выставке до потери сознания, так не могут вести себя прилично. :evil:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: РАЗГРОМ (что показала выставка MIMS-2021)

Сообщение AB-Engine »

Кому интересно - коротенькое видео о части экспозиции нашего партнера МеталлПромТехно :D :

Изображение

Ну, и наша часть тоже тут :D :

Инстаграм
Изображение

Ну, и традиционное веселенькое с Ютуба :lol:
Изображение
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Ответить