Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Вопросы, касающиеся досудебной и судебной экспертизы неисправностей ДВС

Модераторы: Aston, AB-Engine, Администраторы

Elvic
Моторист
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 18 дек 2018, 14:22

Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение Elvic »

Komatsu 12V140 (практически он же Cummins QST-30)
12 цилиндровый, V-образный, прямого впрыска, Common-Rail, раздельные головки, 2 турбокомпрессора, интеркулер... После капитального ремонта.

Исходные симптомы: Наработка 1500 моточасов после капремонта. Вода пошла в выхлоп левой стороны двигателя (белый дым) и пошла в поддон (эмульсия).

Что увидели при устранении проблемы: Видеоэндоскопом выяснили какой цилиндр, сняли ГБЦ. Отломлена часть (25-30% тарелки) выхлопного клапана, повреждения от клапана незначительные - даже форсунка целая оказалась. Поршень слегка побило. На гильзе виден хон. Каких либо задиров нет. Шатунный вкладыш в идеальном состоянии. Гильза имеет три практически вертикальные трещины расположенные под углом 90грд относительно верикальной оси - то есть на 12 часов, на 3 часа и на 6 часов. Трещины начинаются примерно в 3см от верха гильзы (места посадки верха гильзы в блоке) и идут вниз до нижнего посадочного пояса в блоке (там где уплотнительная резинка стоит). Компьютерная диагностика не зафиксировала перегрева ДВС.

Версия: по нашему мнению, клапан обломило уже после попадания антифриза в камеру сгорания из-за перепада температуры.

После устранения неисправности (заменили гильзу с уплотнениями, поршень, кольца, пару шат. вкладышей, ГБЦ в сборе, прокладка) запустили - все работает.

Через 200 моточасов после устранения неисправности появляются те же симптомы (белый дым, эмульсия) но на другой стороне ДВС. Предполагаем, что в гильзе появились аналогичные трещины...

ВОПРОС: Что могло привести к подобной поломке гильзы и как это выявить?

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

ПРЕДЫСТОРИЯ:

До капремонта двигатель отработал примерно 30 000 моточасов. После нами был проведен плановый капитальный ремонт. При разборке ДВС никакого аварийного износа выявлено не было.
Коленвал остался в номинале, заменили вкладыши, ЦПГ в сборе, форсунки охлаждения поршней, полностью отремонтировали все головки (клапаны, седла, направляющие, маслосьемные колпачки, притирка и пр.), установлены новые топливные насосы CR (2шт), помпа водяная и еще очень много чего - смета была на 300 с лишним позиций.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение AB-Engine »

А что про это говорит Кольбеншмидт? :roll:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Elvic
Моторист
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 18 дек 2018, 14:22

Re: Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение Elvic »

AB-Engine писал(а):А что про это говорит Кольбеншмидт? :roll:
Не находил описания подобного деффекта(
yuri_sh
Технический директор
Сообщения: 4104
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 12:47
Откуда: РБ Минск

Re: Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение yuri_sh »

что то не то с самими гильзами...
yuri_sh
Технический директор
Сообщения: 4104
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 12:47
Откуда: РБ Минск

Re: Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение yuri_sh »

а какой хоть по счету цилиндр от помпы то?
в первом и во втором случае.
может что с циркуляцией ОЖ?
хотя это маловероятно...
Elvic
Моторист
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 18 дек 2018, 14:22

Re: Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение Elvic »

yuri_sh писал(а):а какой хоть по счету цилиндр от помпы то?
в первом и во втором случае.
может что с циркуляцией ОЖ?
хотя это маловероятно...
Сначала вышла из строя гильза №3 левого ряда - заменили
Сейчас то же самое (подозреваю, т.к. ДВС пока не разобрали - едет к нам) с гильзой №4 правого ряда

Но, судя по всему, клапан там не сломало как в прошлый раз - от цилиндра идет стук при работе, который пропадает при отключении форсунки, следовательно слышны гидроудары от работающей форсунки (в уменьшенной из-за попадающей воды камере сгорания) - при оключении стук пропадает.

Все запчасти - оригинал.

Изображение
Elvic
Моторист
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 18 дек 2018, 14:22

Re: Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение Elvic »

Есть мнение, что на гильзе имеются следы локального перегрева...
Кто-то может что-либо сказать по этому поводу.

Вот как именно эти гильзы выглядели до установки на этот двигатель.
Изображение
Челябинск
Инженер по гарантии
Сообщения: 361
Зарегистрирован: 08 авг 2018, 10:47

Re: Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение Челябинск »

Я хоть и не Кольбеншмидт, но предположу что нарушена технология установки гильзы. Скорее всего в части подготовки посадочного места.
Elvic
Моторист
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 18 дек 2018, 14:22

Re: Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение Elvic »

Челябинск писал(а):Я хоть и не Кольбеншмидт, но предположу что нарушена технология установки гильзы. Скорее всего в части подготовки посадочного места.
прошу пояснить Ваше мнение. Что именно могло быть сделано не правильно в части установки?

Посадочные пояса в блоке (верхз и низ) были тчательно зачищены, промерены допуски по диаметрам. Перед установкой на гильзы надеты 3 уплотнения, после этого два о-ринга прокатили несколько раз по окружности дабы избежать свинчивания. Затем на нижни пояс в блоке (где садятся резинки) нанесена консистентная смазка.
Верхний пояс в блоке также тчательно вычищен от старого герметика, проверен на отсутствие коррозии и повреждений, обезжирен. На него нанесен слой ("колбаска") герметика диметром 2-3 мм с перехлестом концов.
Затем гильза вставлена в блок до момента упора резиновых уплотнений в блоке. После через специальный, отцентрованный по гильзе блин с рукоятью в центре кувалдой гильза забита до упора. Затем сразу установлена ГБЦ через старую прокладку и протянута с моментом по инструкции (момент затяжки меньше чем при финальной установке ГБЦ. Эта установка для правильно позиционирования гильзы и высыхания герметика в верхнем поясе).
На следующие сутки ГБЦ демонтируется, гильза вновь зажимается специальной металической планкой и промеряется выступ гильзы над блоком.
Затем механически вручную удаляются излишки герметика.
Kudrik
Технический директор
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 23:15

Re: Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение Kudrik »

Elvic писал(а): ....Есть мнение, что на гильзе имеются следы локального перегрева...

...Вот как именно эти гильзы выглядели до установки на этот двигатель.
Мне так больше видятся следы кавитации. Это снаружи гильзы. Какие-то непонятные пятна, полосы - на новой гильзе.
А уж кавитация могла вызвать трещины изнутри гильзы.

Из возможных причин для возникновения кавитации:
1...уменьшилось давление в СО мотора. Помпа не докачивает, термостат не держит темп., СО не герметична, не набирается давление.......

2...Вибрация-движение верхнего пояска гильзы в блоке.
Применён не тот уплотнительный материал на верхнем бурте гильзы.
Как пример - вместо "твёрдеющего" состава на шеллаковой основе ----- применили "мягкий" герметик на силиконовой основе
bugel
Технический директор
Сообщения: 2135
Зарегистрирован: 27 дек 2005, 03:29
Откуда: Київ, Україна
Контактная информация:

Re: Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение bugel »

Вот слова "кувалда" и "забита до упора" меня немного смущают.
"РУССКИЙ ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ! ИДИ НАХУЙ!"
Elvic
Моторист
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 18 дек 2018, 14:22

Re: Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение Elvic »

bugel писал(а):Вот слова "кувалда" и "забита до упора" меня немного смущают.
Согласен, по началу меня немного смущал этот метод установки, но удары там не сильные - лишь для того что бы продавить резинки при посадке гильзы на место. Более того, в заводской инструкции именно такой метод установки гильз и прописан. Мы стремимся к тому что бы каждая операция была строго по мануалу. Зачем мудрить, если всю жизнь гильзы ставятся подобным образом (естественно только те что "мокрые", те которые садятся с азотом - мы азотом и ставим), да еще и в инструкции именно этот метод описан.

Изображение
Elvic
Моторист
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 18 дек 2018, 14:22

Re: Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение Elvic »

Kudrik писал(а):
Elvic писал(а): ....Есть мнение, что на гильзе имеются следы локального перегрева...

...Вот как именно эти гильзы выглядели до установки на этот двигатель.
Мне так больше видятся следы кавитации. Это снаружи гильзы. Какие-то непонятные пятна, полосы - на новой гильзе.
А уж кавитация могла вызвать трещины изнутри гильзы.

Из возможных причин для возникновения кавитации:
1...уменьшилось давление в СО мотора. Помпа не докачивает, термостат не держит темп., СО не герметична, не набирается давление.......

2...Вибрация-движение верхнего пояска гильзы в блоке.
Применён не тот уплотнительный материал на верхнем бурте гильзы.
Как пример - вместо "твёрдеющего" состава на шеллаковой основе ----- применили "мягкий" герметик на силиконовой основе
После КР мотор прошел 1500 моточасов. Помпа, термостаты, гильзы, поршни, кольца и пр. - все новое, оригинал. Другой такой же мотор после нашего ремонта ходит уже больше года и никаких нареканий нет - собран теми же мотористами.

В качестве уплотнителя верхнего бурта применен действительно силиконовый герметик. Но заводская инструкция именно это и предписывает делать.

Какой-то серьезной кавитации на гильзе нет - да и срок работы ДВС не такой большой, что бы она появилась - менее года. Поэтому остабление гильзы из-за кавитации думаю можно отбросить. Часто моно встретить сквозную кавитацию, тем не менее никогда не видел (за свой опыт) что бы возникали трещины между кавитационными раковинами...

Утверждать была ли герметична или нет система не могу - рядом не стоял, но даже если система работала без давления, то (ввиду отсутствия серьезных кавитационных раковин) склоняюсь к тому что вряд ли это могло привести к трещине в гильзе.

Вот выдержка из мануала об использовании силиконового герметика под буртиком гильзы


Изображение
Kudrik
Технический директор
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 23:15

Re: Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение Kudrik »

Elvic писал(а):
AB-Engine писал(а):А что про это говорит Кольбеншмидт? :roll:
Не находил описания подобного деффекта(
Выдержка от КС: Продольные трещины гильз
Описание повреждения:
Трещины большей частью проходят в вертикальном направлении. ....

Оценка повреждения:
Трещины гильз такого рода часто вызваны ненадлежащим обращением(ударные нагрузки).
Даже если повреждение гильзы не сразу видно, микротрещина или насечка может в последующей
работе двигателя привести к поломке и, тем самым, к выходу двигателя из строя.
Как уже было описано выше, дефектный опорный поясок буртика или загрязнение между гильзой и блоком цилиндров также может вызвать такие повреждения.
Если дефектный опорный поясок буртика является причиной продольных трещин, то вместе с продольными трещинами часто наблюдаются также поперечные трещины.

Возможные причины повреждения:
• Ненадлежащее или неосторожное обращение с гильзами во время транспортировки или ремонта и связанные с этим трещины или насечки.
• Гидравлические удары.
• Посторонние тела под контактными или уплотнительными поверхностями.
• Дефектные опоры буртиков (см. также пункт 3.10.2 Отломавшийся буртик гильзы цилиндра).
• Слой снимаемого материала на кромке гильзы из-за детонационного
сгорания и, тем самым, ослабление гильзы цилиндра
Elvic
Моторист
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 18 дек 2018, 14:22

Re: Три вертикальные трещины в гильзе ДВС Komatsu

Сообщение Elvic »

Kudrik писал(а):
Elvic писал(а):
AB-Engine писал(а):А что про это говорит Кольбеншмидт? :roll:
Не находил описания подобного деффекта(
Выдержка от КС: Продольные трещины гильз
Описание повреждения:
Трещины большей частью проходят в вертикальном направлении. ....

Оценка повреждения:
Трещины гильз такого рода часто вызваны ненадлежащим обращением(ударные нагрузки).
Даже если повреждение гильзы не сразу видно, микротрещина или насечка может в последующей
работе двигателя привести к поломке и, тем самым, к выходу двигателя из строя.
Как уже было описано выше, дефектный опорный поясок буртика или загрязнение между гильзой и блоком цилиндров также может вызвать такие повреждения.
Если дефектный опорный поясок буртика является причиной продольных трещин, то вместе с продольными трещинами часто наблюдаются также поперечные трещины.

Возможные причины повреждения:
• Ненадлежащее или неосторожное обращение с гильзами во время транспортировки или ремонта и связанные с этим трещины или насечки.
• Гидравлические удары.
• Посторонние тела под контактными или уплотнительными поверхностями.
• Дефектные опоры буртиков (см. также пункт 3.10.2 Отломавшийся буртик гильзы цилиндра).
• Слой снимаемого материала на кромке гильзы из-за детонационного
сгорания и, тем самым, ослабление гильзы цилиндра
Читал, но... Дефект вызванный ненадлежащим обращением с гильзой проявляется так же в вертикальных трещинах, но они идут от самого низа гильзы - в моем случае до низа они не доходят... находятся лишь в рабочей зоне колец.
Ответить