Болты крепления крышки шатуна

Любые вопросы, касающиеся эксплуатации, неисправностей и ремонта бензиновых моторов.

Модераторы: Aston, AB-Engine, Администраторы

Kudrik
Технический директор
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 23:15

Re: Болты крепления крышки шатуна

Сообщение Kudrik »

Evlampii писал(а): .... А почему эта цифра именно 1 сотка? Откуда она?
По сути зазор(масляный клин если можно так сказать) может достигать в норме 3-4 соток?
Плюс сколько допустимый эллипс вообще? 1-2 сотки? ....
Незатянутый вкладыш имеет переменный радиус поверхности.

Стр. 38 библии А. Хрулёва. ......"имеет нецилиндрическую форму наружной поверхности"......
ну и далее, по тексту, с картинками
Evlampii
Водитель
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 09 дек 2017, 14:23
Откуда: Череповец

Re: Болты крепления крышки шатуна

Сообщение Evlampii »

Kudrik писал(а):
Evlampii писал(а): .... А почему эта цифра именно 1 сотка? Откуда она?
По сути зазор(масляный клин если можно так сказать) может достигать в норме 3-4 соток?
Плюс сколько допустимый эллипс вообще? 1-2 сотки? ....
Незатянутый вкладыш имеет переменный радиус поверхности.

Стр. 38 библии А. Хрулёва. ......"имеет нецилиндрическую форму наружной поверхности"......
ну и далее, по тексту, с картинками
А причем тут не затянутый вкладыш? Я говорю про вкладыш, затянутый в шейке с моментом...
Kudrik
Технический директор
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 23:15

Re: Болты крепления крышки шатуна

Сообщение Kudrik »

Евлампий, Вы пришли внимательно читать,и учиться думать?
Или пришли начинать спорить , сразу с первого поста?
Madman писал(а):....крышка отцентруется при установке шатуна на шейку КВ..
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Болты крепления крышки шатуна

Сообщение AB-Engine »

Блин, сказано же было - надо починить моторчиков 1000, и сразу все будет понятно, кто-куда-почему перекашивается :mrgreen: .

По вопросу темы - шатунный болт практически нельзя ни на что заменить, есть только 2 варианта - дождаться новый и/или попробовать оставить старый, но тянуть с умом (только если старый, кроме завода, никто не трогал). 8) :wink:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Evlampii
Водитель
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 09 дек 2017, 14:23
Откуда: Череповец

Re: Болты крепления крышки шатуна

Сообщение Evlampii »

AB-Engine писал(а):Блин, сказано же было - надо починить моторчиков 1000, и сразу все будет понятно, кто-куда-почему перекашивается :mrgreen: .

По вопросу темы - шатунный болт практически нельзя ни на что заменить, есть только 2 варианта - дождаться новый и/или попробовать оставить старый, но тянуть с умом (только если старый, кроме завода, никто не трогал). 8) :wink:
Для меня это принципиально важно, я не собираюсь спорить...что значит с умом? Я тяну всегда по моментам, что есть у производителя...это с умом? Если шатун колотый, центровка обеспечена...3-4 затяжки возможны одними болтами или это уже все? По размерам болты в норме, но в мануалах требуют всегда менять...так вышло,допустим, что потребовалось повторное вскрытие...то есть после завода уже идет 2я затяжка, болты менять?
EndoSteel
Технический директор
Сообщения: 693
Зарегистрирован: 27 дек 2012, 21:04
Откуда: Москва

Re: Болты крепления крышки шатуна

Сообщение EndoSteel »

Кстати где-то в интернете была интересная брошюрка 1945-го года по исследованию поведения разных форм шатунных болтов в авиамоторах. Многие моторные инженеры ее явно не читали :).
EndoSteel
Технический директор
Сообщения: 693
Зарегистрирован: 27 дек 2012, 21:04
Откуда: Москва

Re: Болты крепления крышки шатуна

Сообщение EndoSteel »

Болты бывают "допредельные" (тянутся до предела то ли текучести, то ли прочности, не помню) и "запредельные", на которых после затяжки по мануалу остается необратимая вытяжка. У вторых обычно тело тоньше резьбовой части и тянутся они с двумя доворотами. У первых толще, тянутся полностью по динамометру или с одним доворотом.

Допредельные, если их не перетягивать (болт крутится, а момент дальше не растет = пошел тянуться, у запредельных это на втором довороте можно почувствовать), могут служить долго т.к. при затяжке вытягиваются упруго. Запредельные с каждой затяжкой вытягиваются все сильнее и так до разрыва. Твои явно допредельные, так что можно не очковать (проверив резьбу как я писал, разумеется).

Что до центровки - крышки в динамике очень нефигово шевелятся и, как можно прочитать в упомянутой брошюрке, задача болтов как раз в том, чтобы дать им как можно больше свободы в этом шевелении. Иначе просто болты ломать начинает. Правильный болт можно увидеть на примере ARP, там на стыке половинок вообще никакой центровки нет.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Болты крепления крышки шатуна

Сообщение AB-Engine »

Evlampii писал(а):...что значит с умом? Я тяну всегда по моментам, что есть у производителя...это с умом? Если шатун колотый, центровка обеспечена...3-4 затяжки возможны одними болтами или это уже все? По размерам болты в норме, но в мануалах требуют всегда менять...так вышло,допустим, что потребовалось повторное вскрытие...то есть после завода уже идет 2я затяжка, болты менять?
Если болту нужна 2-я затяжка, то у вас всего 2 варианта - №1) поставить новые болты или №2 старые тянуть с умом :shock: . Варианта №3 там нет - по инструкции тянуть нельзя, это может привести к обрыву болта и замене моторчика в сборе :x

С умом - это 100500% НЕ ПО ИНСТРУКЦИИ 8) :shock: . У нас 100500 раз уже обсуждалось, как это.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
ekzo
Пилот
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 11 май 2023, 03:14

Re: Болты крепления крышки шатуна

Сообщение ekzo »

Немного дополню тему на счет затяжки болтов. Вот среднестатистическая таблица с моментами затяжки в зависимости от класса прочности.
Изображение
В крепеже шатунов чаще всего используется самая прочная сталь(12.9), реже используют 10.9. Если тянуть болт по инструкции (15 н.м.+доворот 90 град.), то динамометр покажет примерно те же 45 н.м. на крепеже м8х1 (вроде такой у автора темы).
Натяг болтов м8х1 начинается где-то на 35-38 н.м. Думаю, что при 40 н.м. напряжение уже будет достаточным для нормального крепежа шатуна старым болтом. Это доворот примерно 45-65 градусов, а не 90. Но подчеркну, что обязательно нужно отталкиваться от класса прочности у болтов. Какой нибудь 10.9 на 40 н.м. гарантированно умрет, что бы там в инструкциях не писали.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Болты крепления крышки шатуна

Сообщение AB-Engine »

Не надо отталкиваться от класса прочности - это от лукавого :x . В теме все было сказано.

Пункт раз - надо быть уверенным, что мотор никто раньше не трогал, иначе замена болтов должна быть на 100% без всякого класса прочности.
Пункт 2 - затяжка старого болта должна идти только моментом, а не доворотом. Доворот у старого болта уже был, и он закончился - остался только момент. И опять никакого класса прочности тут не просматривается. 8)

Почему? Потому что момент сильно зависит от диаметра болта. На мелких моторчиках резьба встречается и М7х0,75 - там и 3 кгм хватит. А вот на серьезных есть и М10х1 - там 4 кгм явно мало, и надо давать 5 кгм. А 4 кгм подойдет на М8-9, но для М9 все равно просится добавить полкилишко - до 4,5 кгм. :D

То есть, класс прочности у них одинаковый - при явно разных моментах затяжки.
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
ekzo
Пилот
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 11 май 2023, 03:14

Re: Болты крепления крышки шатуна

Сообщение ekzo »

Вот этого и не хватало в данной теме - конкретных цифр. Понятно, что ориентироваться правильно именно на момент. Про градусы было сказано строго для общего представления, насколько необходимое усилие отличается от того, что просят в инструкции.

В целом, с учетом вашего замечания, можно сказать, что болты можно закрутить второй раз с моментом на ~10% меньшим, чем указано в таблице прочности. Третья затяжка нежелательна, так как вероятнее всего болт выдержит еще на 10% меньший момент. И не факт, что его тянули до вас с правильным моментом. Примерно так я всё это понимаю.
Ответить