Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Вопросы диагностики механической части и электронных систем управления, топливоподачи и зажигания любых моторов, включая топливную аппаратуру дизелей.

Модераторы: AB-Engine, Aston, Администраторы

Ответить
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20393
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение AB-Engine »

Сереге надо начинать книгу - серьезно, кроме шуток 8) :wink: .
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

У нас сегодня небольшое такое знаменательное событие - первая годовщина от начала темы про охлаждение двигателей. С чем, собственно, всех и поздравляю. :D Надеюсь, что было интересно и познавательно, а иногда, хоть немного, полезно.

Время сбора под расползшейся темы и интересных моментов из других тем, связанных с охлаждением.
Мотор Gama 1.4 kia/solaris http://www.ab-engine.ru/phpbb/viewtopic.php?f=1&t=7946
- интересные моменты эксплуатации автомобилей Kia и Logan, а так же некоторые промежуточные итоги конкурса по заполнению радиатора охлаждения Logan. Конкурс актуален и в настоящее время, поскольку кроме обоснования невозможности полностью заполнить систему в обычных условиях, так и не найдено разумное решение поставленной задачи.

Crafter 2008 BJM (VW) http://www.ab-engine.ru/phpbb/viewtopic.php?f=1&t=7901
- о характерных местах появления микротрещин на этом двигателе, как обнаружить или для чего опрессовывать систему охлаждения на работающем двигателе перед ремонтом.

Утечка антифриза на G23D (M111) http://www.ab-engine.ru/phpbb/viewtopic.php?f=1&t=7926 - не оконченная тема, но картинки возможно будут интересны или как надо искать утечки, чтобы ничего не найти.
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

В связи с постепенным, патологическим исчезновением фотографий на стороннем сервере, а также в подтверждение справедливого утверждения, что рукописи таки не горят, привожу ссылки на все фотографии в данной теме для тех, кто совсем немного упустил, но кому очень интересно увидеть.
Страница 1
Свечи, глушитель, катализатор и WV Passat CC.
https://yadi.sk/i/aQcDS3nRkAQFg
https://yadi.sk/i/st79IPP1kAQJe
https://yadi.sk/i/GNrny4nSkAQM8
https://yadi.sk/i/YMSjMCz-kAQNw

Лада Гранта
https://yadi.sk/i/l83miUCekAQQL
https://yadi.sk/i/ytDcqN-wkAQS8
https://yadi.sk/i/MvZbOg-CkAQTw
https://yadi.sk/i/oWw2vQqVkAQVZ
https://yadi.sk/i/W_lM3dLkkAQWj

Калиноводы!
https://yadi.sk/i/5YooATJekAQhQ
https://yadi.sk/i/rIHi0cNMkAQj4

Мой ВАЗик (бывший).
https://yadi.sk/i/dnTG3qMMkAQkr
https://yadi.sk/i/tYt9S9ifkAQnF
https://yadi.sk/i/wmtbRSFkkAQpr
https://yadi.sk/i/sPCoB2n6kAQrq

Свое приспособление.
https://yadi.sk/i/4d1tdwYXkAQth
https://yadi.sk/i/gfVWF3G7kAQvC
https://yadi.sk/i/vwy25W9bkAQwn
https://yadi.sk/i/P_jkaSNkkAQyM
https://yadi.sk/i/P2PTVuZ7kAQzj

Suzuki Grand Vitara
https://yadi.sk/i/d0LUr2F3kAR4n
https://yadi.sk/i/9JjeWQKIkAR65
https://yadi.sk/i/Yb2knArhkAR8U
https://yadi.sk/i/SQR9UvugkAR9R

Hyundai Elantra
https://yadi.sk/i/7NnjlaGKkARAh
https://yadi.sk/i/JFQdMRYmkARBz
https://yadi.sk/i/QPcvvLL3kARDG
https://yadi.sk/i/GDDdT6_ikARF8

Страница 2
Начало мультсериала, 1 тест
https://yadi.sk/i/9WY4B_u6kARJ6
https://yadi.sk/i/sV4l0ZnNkARL9
https://yadi.sk/i/OvZ2foCpkARMq
https://yadi.sk/i/_QQJjZIPkARPA
https://yadi.sk/i/H13OHZSWkARQK

https://yadi.sk/i/cpacd1AlkARRZ
https://yadi.sk/i/T_rgL2U2kARSt
https://yadi.sk/i/c75U-D9AkARUV
https://yadi.sk/i/y_jsH23KkARVr
https://yadi.sk/i/MlCkD83gkARWq

https://yadi.sk/i/Wve5RrqxkARZ4
https://yadi.sk/i/bNX-mmzVkARbP
https://yadi.sk/i/UWC6UEJDkARcT
https://yadi.sk/i/31hKeOyGkARdc
https://yadi.sk/i/95F7BzhHkARfn

https://yadi.sk/i/TJ0bJ_UykARiy
https://yadi.sk/i/-IUAYQ-KkARkp
https://yadi.sk/i/6psGRhNjkARoD
https://yadi.sk/i/5YqAzX8FkARpj
https://yadi.sk/i/ePIpdh_8kARqs

https://yadi.sk/i/s04rgN3qkARs3
https://yadi.sk/i/geJYvhPzkARtg
https://yadi.sk/i/jFlC6ZHskARvU
https://yadi.sk/i/xGOTPSgwkARxD
https://yadi.sk/i/70Iq3dMDkARz2

Динамика... график 1
https://yadi.sk/i/RmWEYyFqkAS2V

3 Peugeot 406
https://yadi.sk/i/7qjOd9FhkAS4q
https://yadi.sk/i/XoX04HWXkAS6K
https://yadi.sk/i/s4-wFoUOkAS8P

Радиатор Renault Logan
https://yadi.sk/i/JUr39rmgkAS9U
https://yadi.sk/i/AGtVttWZkASYK
https://yadi.sk/i/uxZFP95qkAStB
https://yadi.sk/i/XaBEzZKVkASuS
https://yadi.sk/i/kn8pu4F9kASvB
https://yadi.sk/i/ptzJ6Pq8kASwW

Nissan Qashqai 2007 года
https://yadi.sk/i/7s85mda6kAT3A
https://yadi.sk/i/aY59KKmVkAT59
https://yadi.sk/i/X0cO7eCEkAT6c
https://yadi.sk/i/pRXFXXXrkATK6
https://yadi.sk/i/9IBDTFkBkATMR

Знакомый Кашак
https://yadi.sk/i/eghaD564kATNR

Фильм второй, тест 2.
https://yadi.sk/i/MVz3Xrb2kATS7
https://yadi.sk/i/DvRtQGCmkATTL
https://yadi.sk/i/Uay3v16KkATUM
https://yadi.sk/i/IKeEF9v1kATWr
https://yadi.sk/i/nAU5jOr6kATaa

Страница 3
Тест 2 продолжение
https://yadi.sk/i/rvAvmSP5kATqG
https://yadi.sk/i/P-BecVWDkATr5
https://yadi.sk/i/PmnVuB27kATth
https://yadi.sk/i/8KwZNu3fkATvH
https://yadi.sk/i/stpq8AjVkATw9

https://yadi.sk/i/WzSdC1z2kATxW
https://yadi.sk/i/nzfDvduzkATyj
https://yadi.sk/i/ZAIeVByCkATza
https://yadi.sk/i/KMtuc6DBkAU3a
https://yadi.sk/i/bPQm3eCZkAU4X

https://yadi.sk/i/iQpuFnr7kAU5b
https://yadi.sk/i/GpiC9Lz-kAU6K
https://yadi.sk/i/eCbvC_e0kAU6y
https://yadi.sk/i/ZNwmYwNGkAU7u
https://yadi.sk/i/v_BKYcDNkAU8s

https://yadi.sk/i/xJOkrGVLkAU9Z
https://yadi.sk/i/YHAxAWHEkAUAZ
https://yadi.sk/i/8JohsnegkAUBy
https://yadi.sk/i/XgtPsdq_kAUCr
https://yadi.sk/i/v2JEuwOekAUEY

https://yadi.sk/i/v2JEuwOekAUEY
https://yadi.sk/i/xMevw65vkAUHJ

Динамика... график 2
https://yadi.sk/i/LVNYQXhYkAUJd

Фильм третий, тест 3
https://yadi.sk/i/DgcqYLJdkAUL4
https://yadi.sk/i/8a2rOAg4kAUMM
https://yadi.sk/i/WtaCVgZUkAUQA
https://yadi.sk/i/moCF9N63kAURB
https://yadi.sk/i/Hkoh0pkfkAURw

https://yadi.sk/i/drMxYC4kkAUSt
https://yadi.sk/i/grKG2iEskAUTj
https://yadi.sk/i/D2usBqn-kAUV5
https://yadi.sk/i/aIeMLNu5kAUWA
https://yadi.sk/i/WCgKLwkakAUXb

https://yadi.sk/i/MacBRc6wkAUYp
https://yadi.sk/i/YAiDJ_qrkAUZw
https://yadi.sk/i/WbijqIrgkAUbD
https://yadi.sk/i/bEPJ-ZYdkAUca
https://yadi.sk/i/RnfGC4ookAUe6

Итого. Динамика... график 3
https://yadi.sk/i/K8udZX5RkAUfR

Страница 4
VW Caddy 2010 года
https://yadi.sk/i/UiLqpojdkAUgg
https://yadi.sk/i/Vu7uzyH5kAUhd
https://yadi.sk/i/V3iMzZIUkAUii
https://yadi.sk/i/BqIc1M65kAUjf
https://yadi.sk/i/JFAHlC7QkAUkn

Третий случай, пробег 31 ткм
https://yadi.sk/i/YhwcvBWSkAUnr
https://yadi.sk/i/BPH3tG03kAUpC
https://yadi.sk/i/YBVWLdejkAUqf
https://yadi.sk/i/VSeJVCbDkAUrG
https://yadi.sk/i/H4qfLH4rkAUsm
https://yadi.sk/i/f7a0Kzw1kAUtt

PS
https://yadi.sk/i/EtRrdfDnkAUuu
https://yadi.sk/i/sYgAuDNgkAUvz
https://yadi.sk/i/xVKBV4kEkAUwu

Двигатели ЕА 888
https://yadi.sk/i/FrE58cO2kAUxz
https://yadi.sk/i/gsP_hfUmkAV2T
https://yadi.sk/i/Js60tEWkkAV3c
https://yadi.sk/i/cXa0AXmTkAV52
https://yadi.sk/i/LZbf2pWEkAV63

Возвращаясь к знакомому Кашаку
https://yadi.sk/i/eghaD564kATNR
https://yadi.sk/i/C13uOQ0IkAV8F
https://yadi.sk/i/Dp9jixE0kAVAD

Третий элемент контроля, графики изменения давления
https://yadi.sk/i/ck7t6uUhkAVCP
https://yadi.sk/i/Z_2PyJPMkAVE7
https://yadi.sk/i/drMqKsqykAVFc
https://yadi.sk/i/bngfl7iQkAVHv

Фильм четвертый
https://yadi.sk/i/70PWMxUokAVLF
https://yadi.sk/i/nOLCcVGrkAVMk
https://yadi.sk/i/zCydyk5ckAVPc
https://yadi.sk/i/usF1tI4bkAVRr
https://yadi.sk/i/3agmR8f5kAVTN
https://yadi.sk/i/yGa3r4TFkAVUh

https://yadi.sk/i/fyoqJU5_kAVVY
https://yadi.sk/i/CO9MpRF8kAVWb
https://yadi.sk/i/qos2FTWEkAVXU
https://yadi.sk/i/gGcQs-hqkAVZ4
https://yadi.sk/i/2I0F2YxlkAVZx
https://yadi.sk/i/VmjJJyzdkAVc5

https://yadi.sk/i/e1XdMytrkAVdG
https://yadi.sk/i/x9OunhL8kAVeT
https://yadi.sk/i/drAn5NX2kAVfJ
https://yadi.sk/i/qIpoRJykkAVg7
https://yadi.sk/i/dnufKusskAVhS
https://yadi.sk/i/hzuXXe5okAViw

https://yadi.sk/i/U4nKCCEekAVkE
https://yadi.sk/i/ebm3c8kpkAVm4
https://yadi.sk/i/rPAxsDrRkAVnA
https://yadi.sk/i/Zz6zQ6e9kAVoN
https://yadi.sk/i/_uX3UEdlkAVpE

https://yadi.sk/i/hh88n7ZXkAVrM
https://yadi.sk/i/JePt3DNhkAVsH
https://yadi.sk/i/ho4FGOXTkAVtH
https://yadi.sk/i/prUcjck2kAVu2
https://yadi.sk/i/RdOv7iBgkAVuj

https://yadi.sk/i/sFni_3fYkAVvJ
https://yadi.sk/i/kYq1qzjtkAVwF
https://yadi.sk/i/d3LLVzXqkAVxJ
https://yadi.sk/i/GDuJ_5RFkAVyF
https://yadi.sk/i/Xl5ndqhqkAVzG

https://yadi.sk/i/gaezr_SQkAVzs
https://yadi.sk/i/hltV5HE_kAW2q
https://yadi.sk/i/6EBWaifDkAW3i
https://yadi.sk/i/Vezd0z07kAW4t
https://yadi.sk/i/_BwlkmOHkAW5m

Страница 5
На спидометре 12 тыс.км.
https://yadi.sk/i/-P8ahcyXkAW7K
https://yadi.sk/i/lXv5zNCdkAW8x
https://yadi.sk/i/2NVfj1d9kAWBH
https://yadi.sk/i/E66r-f6XkAWCa
https://yadi.sk/i/GNrny4nSkAQM8

Для любителей кипятить термостаты
https://yadi.sk/i/HNJlD3TLkAWDx

Или все фотки в одной папке:
https://yadi.sk/d/bbnzLgZDkAWL3
(нумерация фотографий по порядку размещения их в теме на форуме, а вот порядок их сортировки – это от Яндекса. Даже не знаю что лучше…)
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

А теперь самое интересное для тех кто «в танке», надеюсь, что в основном то уже все прочитали и законспектировали… Долгожданное продолжение от AB-Engine.

Знаменитая статья во Всеукраинском научно-техническом журнале "Двигатели внутреннего сгорания" №2/2015: Хрулев А.Э. «Применение инженерных методов при экспертном исследовании и определении причины перегрева ДВС» http://www.ab-engine.ru/abs/02_15_overheat.html или http://www.ab-engine.ru/smi/02-2015overheat.pdf

То, о чем некоторые только догадывались, но не могли убедительно обосновать, решено уважаемым Гуру с легкостью инженера-эксперта.
Весьма интересная статья для тех кто в теме… Для тех, кто не в теме будет весьма поучительная. Мода нынче пошла: после ремонта двигателя – сразу же его запустить… ненадолго, секунд на 10… прямо без охлаждайки… Это чтоб было, что на форуме мотористов обсудить… если чо.

Ну а я просто не мог не привести ссылку по общему замыслу, обозначенному в самом начале темы.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20393
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение AB-Engine »

Серёга писал(а):...после ремонта двигателя – сразу же его запустить… ненадолго, секунд на 10… прямо без охлаждайки… Это чтоб было, что на форуме мотористов обсудить… если чо.
:lol:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
Kot
Технический директор
Сообщения: 796
Зарегистрирован: 07 июл 2011, 11:42

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Kot »

А есть ли с завода система охлаждения которую не надо доделывать, по мнению Сереги, на каком авто смысле? Или у нас ни один производитель неудосужился?
No turbo - no party

Если у вас кривые руки, согните инструмент в противоположную сторону
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

Kot писал(а):А есть ли с завода система охлаждения которую не надо доделывать, по мнению Сереги, на каком авто смысле? Или у нас ни один производитель неудосужился?
Сам по себе вопрос уже интересен. Но что такое доделывать? Исправлять ошибки или содержать в исправном состоянии? Может интересует конкретная модель?
Аватара пользователя
Kot
Технический директор
Сообщения: 796
Зарегистрирован: 07 июл 2011, 11:42

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Kot »

Чтобы можно было сказать отличная
No turbo - no party

Если у вас кривые руки, согните инструмент в противоположную сторону
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

Kot писал(а):Чтобы можно было сказать отличная
Так бы сразу и сказали :D
Вот VW двигателя ЕА888 самая совершенная на сегодняшний день. Чем не нравится? :wink:
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

Серёга писал(а):
Kot писал(а):Чтобы можно было сказать отличная
Так бы сразу и сказали :D
Вот VW двигателя ЕА888 самая совершенная на сегодняшний день. Чем не нравится? :wink:
Есть большое желание сравнить несравнимое, чтобы показать в чем и насколько система охл. двиг. ЕА888 отличается от прошлых систем.
Сравнивать буду те нововведения в систему VAG на примере уже показанных тестов сист.охл.ВАЗ.
Информации более чем достаточно, попробую. :oops:
Итак, система VAG состоит из обычной рубашки охл., аналогичной ВАЗу, уже названного "кипятильничка" - интегрированного выпускного коллектора, чего на ВАЗике нет, и блока поворотных золотников с электроприводом, что распределяет поток в чем то схожий с функцией термостата на том же ВАЗике, радиатор и помпу для простоты примем как полные аналоги по исполняемым функциям.
Из нововведений "кипятильничек" и блок поворотных золотников. Их эффективность и оценим, примеряя на уже исследованный ВАЗик.
Чтобы сравнение было корректным, надо уравнять условия, т.е. сопоставить эффективность при одинаковых внешних (температура среды) и внутренних (равной скорости прогрева цилиндров и КС) факторов. Тут надо заметить, что в силу устоявшегося стереотипа (вся жидкость во время прогрева циркулирует по малому кругу) сложилось мнение, что в системе VAG нагрев цилиндров происходит в 1,5 раза быстрее, из за присутствия дополнительного "кипятильничка". Однако, наличие блока поворотных золотников, управляемого программой, предполагает любую скорость прогрева цилиндров. Так если во время прогрева треть потока ОЖ будет направлено через основной радиатор, то скорость нагрева цилиндров будет сопоставима со сравнимаемым образцом на ВАЗике. В итоге быстрее будет прогреваться вся система, а не только малый круг. Учитывая, что давление в закрытой системе охлаждения есть функция средней температуры системы, т.е. напрямую зависит от средней температуры ОЖ, получим опережающий рост давления в системе в 1,5 раза.
Получается, что так называемый "кипятильничек" не что иное, как источник дополнительного давления, что не предполагает различные варианты исполнения в охраняемом праве на объект промышленной собственности, о чем конструкторы VAG не могли не знать, но сейчас не об этом.
Преимущества прогрева двигателя с опережающим давлением показаны были при сравнении первых двух тестов ВАЗика. Это улучшение циркуляции жидкости при прогреве за счет подавления кавитации, более быстрый нагрев ОЖ и более равномерный нагрев КС, снижение температуры охлаждаемой поверхности и последующее снижение теплопотерь из КС через систему охлаждения.
Ограничение здесь, при сравнении с системой охл.дополненной источником давления, чей результат показан во 2 тесте, может быть только в величине пропорционального роста давления, недостаточного для полной реализации указанных преимуществ при раннем начале движения, на что уже было указано при анализе графика роста температуры сист.охл.VAG.
Таким образом критерием эффективности нововведений для системы охлаждения может являться степень увеличения давления в системе при достижении рабочей температуры ОЖ в сопоставимых условиях прогрева.
Итак, примеряя нововведения VAG для показанного ВАЗика в тех же условиях получим 1,5 кратный рост давления при достижении рабочей температуры ОЖ. Это и есть величина эффективности нововведений VAG в сравнении с традиционными системами.
Чисто для сравнения, дополнения традиционной системы источником давления может иметь, например, 3-х кратный рост, как показано в тесте 2, т.е. значительный запас для реализации преимуществ даже при раннем начале движения.

Примечание.
Учитывая высокий уровень инженеров-конструкторов VAG, вероятно, мои оценочные слова "предполагает" и "не могли не знать" можно трактовать как "реализован" и "знали".

А в заключение главный вывод: ключевое условие нормальной работоспособности системы VAG - это герметичность, без чего она превращается в обыкновенный кипятильник. При отсутствии внутреннего прямого контроля давления необходимо грамотное обслуживание и более внимательный контроль.
Не расслабляйтесь, всем удачи!
:D
Kudrik
Технический директор
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 23:15

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Kudrik »

Серёга писал(а): ....VAG - это герметичность .... При отсутствии внутреннего прямого контроля давления....
Это надо печатать колонтитулом, в мануале VAG.
Вверху раздела "Система охлаждения двигателя"
yuri_sh
Технический директор
Сообщения: 4134
Зарегистрирован: 06 апр 2013, 12:47
Откуда: РБ Минск

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение yuri_sh »

я что то не понял, так есть датчик давления или нет?
контролирует его блок управления или строго по температуре
принимает решения?
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

Юрич, никаких датчиков давления нет. Из контроля только бдительность и внимательность.
Сейчас по температуре управлять охлаждением - прошлый век. Датчики температур инерционны, так что прям по сигналам управления двигателем, параметрам нагрузки и оборотам.
Алексей А
Старший мастер
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 22 ноя 2013, 20:59

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Алексей А »

Что управляет "чего на ВАЗике нет, и блока поворотных золотников с электроприводом"!?
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2392
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Всё о системах охлаждения. Часть 1.

Сообщение Серёга »

Алексей А писал(а):Что управляет "чего на ВАЗике нет, и блока поворотных золотников с электроприводом"!?
Там перечисляются элементы сист.охл. в сравнении с ВАЗиком:
Итак, система VAG состоит

из обычной рубашки охл., аналогичной ВАЗу,

уже названного "кипятильничка" - интегрированного выпускного коллектора, чего на ВАЗике нет,

блока поворотных золотников с электроприводом, что распределяет поток в чем то схожий с функцией термостата на том же ВАЗике,

радиатор и помпу для простоты примем как полные аналоги по исполняемым функциям
Ответить