Ну да - студенту надо помочь

.
Только это не горизонтальный и вертикальный радиус, а как-то по направлению (вдоль) оси коленвала и в плоскости качания шатуна

.
Итак, сначала в целом. Верхняя часть цилиндра в зоне остановки колец в ВМТ изнашивается по кругу в условиях поступления мелких абразивных частиц с воздухом и разрыва масляной пленки (масляного клина) при нулевой скорости, износ от 0 до десятых миллиметра, не исключаю, что и миллиметр не предел. Это естественный износ. Катастрофическим становится при негерметичности впускной системы или попадании частиц от разрушенного катализатора

.
В положении поршня в НМТ также есть незначительный износ в зоне остановки колец в нижней части цилиндра, но он по сравнению с верхней частью пренебрежимо мал. Заметным он становится при поступлении абразива из грязного масла.
Также при кругу может быть износ при заклинивании кольца от термического расширения, когда зазор в замке кольца слишком мал - в этом случае кольцо работает как резец, срезая припуск с цилиндра в несколько десятых мм.
Теперь в плоскости качания шатуна. Там главная нагрузка на цилиндр от поршня - в средней и нижней части цилиндра, где трется юбка. Это естественный износ, от поступления масла с мелкими абразивными частицами, продуктами износа деталей. Это износ не очень сильный, обычно редко больше 10-20 мкм, но он будет точно больше, если масло загрязнено абразивом от каких-то разрушающихся деталей.
Помимо этого, длительная нагрузка в одном направлении в течение тысяч часов работы приводит к остаточным деформациям естественного характера, при которых цилиндр становится овальным (максимально в верхней и/или средней части) и растягивается на такую же величину с большой осью в этом направлении

. Особенно это касается алюминиевых блоков цилиндров.
В продольном направлении такой нагрузки нет, поэтому нет и износа. Даже от перекоса поршня при деформации шатуна и прочих безобразий особой специфичности износа в этом направлении не наблюдается

. Но могут быть задиры от нештатного касания поршня, например, верхней частью. Кроме того, в этом направлении вылезает палец из поршня при ряде ремонтных дефектов, такой вылезший палец упирается в стенку и грызет канаву глубиной до миллиметра и более снизу доверху

.
Как-то так, коротенько

... Но все возможные причины - это надо науку изучать, она у нас на сайте представлена в изобилии.
